18+

Эпоха джаза на берегах Томи с Борисом Зайдманом

Журналист Бабра взял интервью у организатора международного фестиваля «Джаз на берегах Томи» Бориса Зайдмана.

– Скажите, Борис Эммануилович, что же такое джаз?

– В течение более чем века джаз как губка впитывал в себя многочисленные музыкально-художественные формы, бытующие в Америке. Но уже к 1920-м годам сформировались три самых важных базиса джазовой музыки.

Первый – это блюз, то есть негритянский музыкально-поэтический жанр, в основе которого лежит использование так называемых «блюзовых нот», что придают музыке очень специфическое, завораживающее звучание. Блюзовые ноты должны быть использованы в обязательном порядке и в вокальной, и в инструментальной музыке.

Второй базис – Swing (от «качать, раскачивать»). Это важнейшее выразительное средство в джазе, особый приём ритмической пульсации, создающий ощущение раскачивания музыки, заставляющего переживать сильные эмоции. Один музыкальный критик охарактеризовал свинг как состояние страстного ритмического порыва, граничащего с самозабвением. А по компетентному выражению гуру джазовой культуры Дюка Эллингтона, джаз ничего не значит, если не содержит свинг.

Третья составляющая – джазовая импровизация. Отличается от академической, поскольку она имеет в джазе основополагающее значение. Джазовая импровизация исполняется на заданную тему инструменталистом, вокалистом или целым ансамблем спонтанно, без какой-либо подготовки. Чем выше профессиональный уровень исполнителя, тем интереснее выглядит импровизация.

– А как возникла идея организовать фестиваль джазовой музыки в Томске и кто является автором этой идеи?

– Идея организовать фестиваль джазового искусства в Томске принадлежит мне, и я же стоял у истоков джазового фестивального движения. Говоря точнее, идея эта зародилась на основе того, что во многих городах России уже были организованы джазовые фестивали. А Томск – город высокой культуры, город студентов и молодёжи – долгое время оставался в стороне.

– Как произошло ваше знакомство с джазом?

– Мой отец, Эммануил Борисович Зайдман, работавший в то время директором дворца культуры «Восток» в Асино Томской области, однажды из командировки привёз виниловую пластинку Дж. Гершвина «Порги и Бесс» (Porgy and Bess), которая перевернула моё сознание и мировосприятие. С классической музыкальной культурой я был неплохо знаком как ученик музыкальной школы по классу фортепиано и как ребёнок, выросший в музыкальной среде. Однако культура джаза произвела, без преувеличения сказать, революцию в моём мировосприятии. Я безнадёжно и навсегда полюбил джаз. Поступив в 1964 году на лечебный факультет Томского медицинского университета, я свёл знакомство с другими поклонниками джаза. Мы называли себя «Джаз-клуб» и собирались в томском Доме учёных, чтобы беседовать о джазе и обмениваться информацией и мнениями. Завсегдатаями этого музыкального кружка по интересам, кроме меня, были Валерий Рыбаков, Станислав Вавилов, Евгений Миронов, Валерий Андрианов и многие другие.

– Можно ли сказать, что это были как раз те люди, которые интересовались джазом сами и прилагали усилия для его продвижения в музыкальную среду Сибири?

– В то время многие музыканты начали активно интересоваться культурой джаза. А в Томске было немало хороших музыкантов. Ведь Томск – не только город уникальной культуры, это ещё и город особых музыкальных традиций, в котором с конца ХIХ века существовало отделение Императорского Русского музыкального общества и единственное за Уралом музыкальное училище, имевшее такой блистательный состав педагогов и такой высокий уровень музыкальной подготовки своих выпускников.

Особенно хочется сказать о музыкальном коллективе под руководством Владимира Шершнева (труба), который играл в ресторане гостиницы «Томск I». Коллектив был представлен такими блистательными музыкантами, как Юрий Лычников (саксофон), Евгений Миронов (рояль), Геннадий Титов (тромбон), Виктор Круткин и Аркадий Прохоров (барабаны). Музыкальный руководитель – Борис Юрьев (гитара, бас-гитара, барабаны). Это был единственный настоящий джаз-бэнд в Томске, где каждый участник знал доподлинно – что такое джаз. Среди музыкантов того времени, так же активно интересовавшихся джазом, следует упомянуть и музыкальный коллектив, отразивший тенденции времени в своём названии, – «ТГУ-62» под руководством Аркадия Ратнера.

Ансамбль под руководством Владимира Шершнева

– Из вашего рассказа получается, что идея зарождения джазового движения витала тогда в воздухе?

– Отчасти это так, отчасти не так. Конечно, джаз становился тогда всё популярнее в России. Но следует помнить, что Томск был «закрытым» городом, поскольку имел предприятия с производством по особым регламентам. Но активисты музыкального движения, которые мной уже перечислены, делали невероятно многое из любви к джазу в частности и к музыке в целом. В разных городах бывшего Советского Союза начали точечно возникать фестивали джазовой музыки, на которые я непременно стремился попасть. В этом плане я, безусловно, благодарен своему отцу, очень творческому человеку, который с 1967 года по 1983 год руководил Томской областной филармонией. Он не только предоставлял мне информацию о музыкальных фестивалях, но иногда и возможность их посетить, отправившись вместе с ним в его служебную командировку (за собственный счёт, конечно). В начале 1980-х годов я попал на музыкальный фестиваль в Ярославле «Джаз над Волгой», организатором которого был Игорь Гаврилов. Мне очень понравился и сам фестиваль, и его небанальное название. По этому образцу мной было дано название и джазовым фестивалям в Томске.

–А когда в Томске начали проходить эти фестивали?

– У меня была идея сделать в Томске фестиваль джазовой музыки ещё в далёком 1973 году. Я был молод, полон энергии и был очень влюблён в джаз. Однако в то время меня просто «обрушили» с этой идеей официальные лица Томска. Видимо, тогда время джаза в Томске ещё не наступило. Первый фестиваль «Джаз на берегах Томи» я организовал в Томске в 1986 году. И это было ещё довольно «закрытое» музыкальное мероприятие с достаточно ограниченным составом участников. Несмотря на то что музыкальное мероприятие было закрытым для участия иностранных музыкантов, оно имело огромное значение для формирования традиции джазовых фестивалей в России. После проведения музыкального фестиваля «Джаз на берегах Томи» стали возникать аналогичные фестивали в разных частях России – «Джаз над Енисеем», «Джаз на Днепре». А в 1990 году фестиваль «Джаз на берегах Томи» уже получил статус «международного».

– Борис Эммануилович, а как вам удавалось заводить знакомства с зарубежными музыкантами?

– Во-первых, к тому времени, когда я начал проводить фестивали, я уже объездил все аналогичные музыкальные мероприятия бывшего Советского Союза, где, понятно, знакомился с участниками и обменивался контактами. Во-вторых, рядом с Томском находится Новосибирск – третий по размерам мегаполис России, с культурной жизнью, всегда насыщенной разнообразными мероприятиями, в том числе и музыкальными. И Новосибирск, в отличие от Томска, никогда не имел статус «закрытого города». Кроме того, мне всегда охотно шёл навстречу многолетний бессменный президент новосибирского джаз-клуба Александр Глебович Мездриков, один из организаторов джазовых фестивалей Новосибирска, который принимал активное участие и в реализации проекта «Джаз на берегах Томи», работая не только в составе организационного комитета, но и в качестве члена жюри этого фестиваля. Ну и, в-третьих, эпоха девяностых – это эпоха свободы, демократии, толерантности, которая располагала (и даже подталкивала) к различного рода знакомства и активному общению.

– Из того, что вы сказали, следует, что музыканты встречались не только на фестивалях, но и в промежутках между ними?

– Естественно. В Томске на рубеже 1990-2000-х годов постоянно проводились джем-сейшены, куда приезжали поиграть музыканты из самых разных частей света. Они проходили на базе двух Домов учёных – Томска и томского академгородка. Сейчас, хотя и спустя такое длительное время, хочется выразить благодарность администрациям этих учреждений за активное содействие проведению музыкальных мероприятий тех лет. И главное – за огромный вклад в развитие музыкальных тенденций и за продвижение в России джазового фестивального движения.

Также хочется выразить отдельную благодарность за помощь в организации и реализации проекта «Джаз на берегах Томи» народному артисту РСФСР, композитору, аранжировщику, создателю и руководителю Московского вокально-инструментального оркестра «ВИО-66» Юрию Сергеевичу Саульскому и музыкальному критику, джазовому конферансье, педагогу и автору книги «Советский джаз» Алексею Николаевичу Баташёву.

Интервью взяла Яна Ледина

Фото из личных архивов Бориса Зайдмана, Станислава Вавилова

URL: https://m.babr24.net/?IDE=253696

bytes: 9287 / 8719

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Томской области:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Культура" (Томск)

Мысли не первой свежести. Лучшее от Олдоса Хаксли к юбилею автора

Я всё переписываю по несколько раз. Так что все мои мысли не первой свежести.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Мир

3725

26.07.2024

Интервью Бабра. Лариса Отмахова о куклах и людях, новосибирском «Перекрестке» и томской «Театральной КвАРТире»

В отличие от булгаковской Москвы начала прошлого века, квартирный вопрос томичей столетия 21 совсем не испортил.

Автор: Анна Леро.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Томск, Новосибирск, Красноярск

4375

26.07.2024

Бабродвиж в Томске: экскурсия «Тайны томских подземелий», программа «Игры сказочного Лукоморья» и мастер-класс «Любимый город»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю.

Автор: Бармалей Рыбин.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Томск

6372

25.07.2024

Видео дня. Питер Динклэйдж в брутальной «Чаще»

Стриминговый сервис Tube опубликовал официальный трейлер криминального вестерна «Чаща» (The Thicket), снятого по одноимённому роману Джо Р. Лансдейла.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

6689

25.07.2024

Видео дня. Второй трейлер второго «Джокера»

Кинокомпания Warner Bros.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

6455

23.07.2024

Томский театр драмы предлагает зрителям новый цикл абонементов

Томский областной театр драмы запустил в продажу новый цикл абонементов.

Источник: Babr24.com.

Культура, Общество

Томск

3985

22.07.2024

Видео дня. «Дэдпул и Росомаха»: за неделю до старта

С лёгкой руки Райана Рейнольдса в сети появился финальный трейлер супергеройского боевика «Дэдпул и Росомаха» (Deadpool & Wolverine).

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

11138

20.07.2024

Видео дня. Битлджус?! Битлджус Битлджус!

Компания Warner Bros.

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

8806

19.07.2024

Бабродвиж в Томске: спектакль «Как исполняются желания», экскурсия «Тунгусский феномен» и мастер-класс «Городок в табакерке»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю.

Автор: Денис Миронов.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Томск

10611

18.07.2024

Фестивальный гений. К 85‑летию Кшиштофа Занусси

Его дипломная работа получила главную премию кинофестиваля в Мангейме, а первая полнометражная картина была удостоена призов кинофестивалей в Панаме, ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура, События, Как по-писаному

Мир

8405

17.07.2024

Бабродвиж в Томске: программа «Солнце и жизнь Земли», мастер-класс «Морская черепаха» и лекция «Особенности техники и стиля Пабло Пикассо»

Бабр представляет список самых интересных мероприятий Томска на предстоящую неделю.

Автор: Бармалей Рыбин.

Источник: Babr24.com.

Культура, События

Томск

12342

11.07.2024

Видео дня. Сила и честь в «Гладиаторе 2», или Двадцать лет спустя

Кинокомпания Paramount представила официальный трейлер долгожданного исторического боевика «Гладиатор 2» (Gladiator II) – сиквела культового ...

Автор: Филипп Марков.

Источник: Babr24.com.

Культура

Мир

10251

10.07.2024