«Много творцов уезжает навсегда»: иркутский хореограф о культурном развитии в регионе. Интервью Бабра
Культурная столица Сибири – так говорят про Иркутск местные. В городе, действительно, много памятников, домов с историей, музеев и галерей. Близость с самым глубоким озером Байкал способствует созданию дополнительных музеев, хранящих сведения об экологии и истории диких мест. Но молодежь уезжает, ища более приятные условия в других городах. Особенно это касается людей творчества.
От православных церквей до современного перформанса
Если хочется узнать, много ли в родном городе культурных мест, понаблюдайте за маршрутом туристов. Одно из самых популярных к посещению мест Иркутска – галерея Виктора Бронштейна. В ней можно окунуться в мир красок творцов с пониманием местного колорита. Галерея Виктора Бронштейна примечательна тем, что является самой большой за Уралом. В ней можно посмотреть на действующие экспозиции, постоянный зал скульптур и кукол семьи Даши Намдакова – художника и скульптора. Взглянуть на личную коллекцию сибирских авторов, собранных меценатом Виктором Бронштейном.
Местных школьников обязательно возят по домам декабристов. Погружают в мир прошлого с помощью просмотра предметов быта бывших хозяев, рассказами о том, почему и как они здесь оказались. Затем школьников ведут в Храмы. Даже неверующим в бога посмотреть на величие церквей стоит.
В городе много театров. Настоящим событием становится открытие и закрытие театральных сезонов. Их ждут все заядлые театралы. Билеты купить очень сложно, места разбирают при первом их появлении в продаже.
Если хочется больше узнать о культуре местности, туристов везут в Листвянку – это поселок на берегу озера Байкал. Близко от города, цены на все в нем завышены, но эта местность все равно пользуется спросом у туристов. Здесь есть смотровые площадки, нерпинарий, обсерваторий, канатная дорога, сувенирный рынок, музеи и храмы. И конечно, куча предложений покататься по озеру. По пути в Листвянку тоже есть места, куда можно заглянуть.
Иркутская область также славится большим количеством природных достопримечательностей: горы, озера, реки, туристические тропы, скальники. Здесь развита культура походов. В любое время года можно наблюдать за счастливыми лицами людей, с огромными рюкзаками.
Культурное проявление местных творцов
Можно не только впитывать культуру родного города, но и начать творить искусство самим. Не все авторы стремятся к популярности. Однако есть множество местных музыкантов, фотографов, художников, поэтов и танцоров, кто хочет проявить себя на публике. Для них существует культура баров. Поэтические слэмы в пабе «Harat`s» – это культурное наследие современного Иркутянина. Этот бар становятся центром притяжения иркутян в любом городе. Уехал из Иркутска, но скучаешь по землякам – иди в «Harat’s» в городе, котором сейчас живешь. Встреча с ними будет неизбежна.
Практически каждые выходные во всех барах города проходит какая-то музыкальная программа. Чаще всего музыканты выступают за символическую сумму. Как и во многих городах, в Иркутске много уличных музыкантов.
Местные кофейни тоже идут навстречу творческим людям, предоставляя место для авторских выставок картин и фотографий. В некоторых заведениях занимают места на экспозицию за два-три месяца. Авторов приглашают провести артист-токи на темы своих работ. Во время диалога между художником и зрителями происходит обмен опытом или просто разговоры об искусстве.
В Иркутске есть подвальные экспериментальные театры. Где ребята сначала обучаются мастерству, а затем выступают с программой. Она чаще всего принадлежит какому-то местному сценаристу.
Также есть танцоры, которые создают необычные танцы сами. Новое направление проявления своего творчества – это перформансы и хеппенинги. Это смесь театра и танца. Способ самовыражаться любым удобным способом. С появлением этих направлений проводят много лекций о том, как можно себя самовыражать через перформанс, как стоит смотреть это действие.
Кто-то закрашивает свои картины, молча приглашая зрителя поучаствовать, кто-то ходит по городу с носом клоуна и только пикает пищалкой от игрушки во рту. Есть авторы, что показывают экспрессивным танцем свое виденье какого-то самого элементарного предмета или чувства. Ломает стулья, летит с помощью проектора в горы, рисует смешные брови и показывает интуитивный танец.
Город развивается, но некоторые деятели предпочитают идти дальше. Уезжают для того, чтобы набраться опыта в других местах.
В какой-то момент некоторые люди задумываются о полном переезде в другой город или временной смене города для обучения. Развиваться в одном месте хорошо, но часто этого недостаточно. Может прийти ощущение, что от этого места ты взял уже достаточно, тогда люди и задумываются о временной смене города или о полном переезде в другой город ради новых профессиональных знаний.
Много творцов уезжает навсегда, адаптируются к реальности выбранного места, живут с новыми обстоятельствами. Но есть ребята, которые возвращаются, получив новые знания, развивают культуру нашего города. Репортер Бабра пообщался с преподавателем танцев Анастасией Лоншаковой и выяснил, почему творческие люди возвращаются в Иркутск.
Анастасия является танцовщицей и хореографом с многолетним опытом преподавания. Девушка не только сама увлекается танцами с детства, но и учит других интересному современному направлению – перформансу.
В перформансе зритель является только сторонним наблюдателем, которому художник открывает переживания эстетического опыта через свои действия. В хэппенинге зритель становится полноправным творцом художественной реальности, ее демиургом.
При просмотре этого жанра нет правильного подхода. Каждый видит что-то свое. Одним из советов к просмотру говорить «это я» или убеждать что тебя там нет. Выходить из комнаты, когда просмотр кажется глупым и возвращаться, когда оставил предвзятые мнения за дверью.
– Привет, расскажи немного о себе, откуда ты родом и как оказалась в Иркутске?
– Привет, я родилась в Читинской области Каларского района, в маленьком селе Чара. Мои родители геодезисты и на тот момент составляли карты той неизведанной местности, искали полезные ископаемые. Чара называется так, потому что это единственное место, где добывают драгоценный камень – чаорит. Затем родители переехали в Иркутскую область, в Большую речку, когда мне было восемь лет.
– Танцы – это твое хобби или дело жизни?
– Занялась танцами в одиннадцать лет, до этого посещала художественную студию. Вообще, всегда хотела рисовать, быть художником. Но студия закрылась, и я от нечего делать пошла танцевать.
Я бы не назвала это хобби, для меня с самого начала танцы стали серьезным делом, жизнью, воздухом, огоньком, который зажигает блеск в моих глазах. Мне сразу понравилось выступать на публике, я полюбила сцену и внимание зрителя, а танцы — это такой драйв, счастье и удовольствие.
– Можно ли утверждать, что тебе была интересна хореография, и ты поехала куда-то учиться?
– В четырнадцать лет я решила, что стану хореографом-постановщиком. Поступила в ИРКПО, потом в Латвийскую академию танца. В итоге я стала педагогом ритмики и хореографии по первому образованию, а по второму – художник танца со степенью магистра.
Сейчас я бы назвала себя исследователем телесности и свободного танца. Мне нравится делать людей свободными через танец, лучше себя ощущать и чувствовать, понимать сигналы тела, ловко им двигать, не стесняться своей комплекции.
Не все могут позволить себе свободно проявляться через тело, очень многих зажимают. В повседневной жизни люди не удивляют танцу должного внимания, они лишь живут привычной жизнью: ходят, сидят и лежат. В лучшем случае некоторые занимаются фитнесом. Я считаю, танцевать должен каждый как минимум для здоровья.
Мне танец помогает находить опору в самой себе, когда вокруг все нестабильно, прожить эмоции, решить какие-то серьёзные вопросы, физически прокачать своё тело и здоровье через движение, выразить художественные идеи, исследовать что-либо через танец, развивать себя телесно и духовно.
– По какой причине тебе захотелось вернуться в родной город? Что тебя так привлекло в Иркутске?
– Вернулась в Иркутск, потому что это мое место, я люблю Сибирь, нашу культуру и Байкал. Мне хочется развивать это место, несмотря ни на что.
– Что ты делала здесь первое время, когда решила вернуться?
– Когда вернулась, первое, что захотелось сделать, – это создать такое комьюнити, где хореографы Иркутска могут встречаться, объединяться и создавать интересный танцевальный движ для города.
И тогда с друзьями мы придумали организовать классное мероприятие на «международный день танца», для этого мы договорились о сотрудничестве с местными школами. Мы пригласили обычных горожан попробовать то направление, которое им интересно. На сайте можно было посмотреть расписание классов от разных школ танца, и попробовать разные хореографические направления в течение всего дня. Это было здорово, многие хореографы, например, которые учились вместе, впервые за долгое время после выпуска повидались.
После этого я создала страничку в соц сетях «bcd_art» – комьюнити для развития современного танца и перформанса в Иркутске. Создавали вместе с дразьями. Мы решили организовывать первые танцевальные джемы в Иркутске по контемпорари (танец без рамок и правил). С Зинаидой мы организовали танцевальный курс по партнерингу (техника, основанная на силовых поддержках) «КОННЕКТ». С этого все и началось.
– В настоящее время какие танцевальные направления тебя интересуют? И есть ли новые проекты?
– Сейчас мой интерес лежит в области исследования классического перформанса. Недавно провела курс «перформанс простыми словами через тело» в центре современного искусства «Огонь». Мне было интересно играть через разные телесные практики с влиянием на состояние, я прочувствовала за время этого курса, как могу менять своё состояние с помощью разных двигательных практик. Это так круто осознавать, что я хозяин своего состояния. И когда вокруг все нестабильно, внешние факторы не влияют на мое состояние, а я меняю своим состоянием внешнее.
Вернуться в Иркутск было моим осознанным выбором. Куда-бы я не уезжала, я точно знаю, что мой дом в этом городе. В нем я останусь жить.
Фото: BCD Art, Мария Сажерук (Колотильня), Анастасия Лоншакова