"Байкальский Стоунхендж" и другие загадки Священного озера. Часть 2.
До Байкала мы добрались уже глубокой ночью, и загрузка на корабль проходила при свете корабельных прожекторов. Когда все уже было готово к старту, прямо перед нами на небе внезапно возник гигантский диск белого цвета, похожий на луну или солнце.
Но луна красуется совсем в другой стороне, а солнце уже давно село. Кто-то отпустил шутку про НЛО и после этого непонятный объект словно растворился в небе. Это можно было воспринимать как знак, что впереди нас ждет аномальная зона. Но делать акцент на тарелках никто не собирался, так как травмированных «летающей посудой» голов среди нас, к счастью, не оказалось, и это предвещало трезвый подход к нашим исследованиям.
Наутро Священное море предстало во всей своей красе. Мы шли вдоль живописного берега, очень смахивающего на побережье Средиземного моря. Но здесь все было намного красивее и девственней: на берегу нет ни только отелей, но даже дома встречаются крайне редко. На этом сравнения с Антальей не заканчиваются. Солнце нежно ласкает наши лица, а легкий бриз гонит мелкую волну на безмятежном море. Однако мы сюда прибыли не отдыхать. Все находятся в предвкушении встречи с загадочным мысом Рытый.
Наш капитан Александр Бурмейстер рассказал, что предыдущая экспедиция повела себя довольно странно. Высадившись на берег, ее участники толком так ничего и не увидели – ни туров, ни стены, ни всего остального. Появившиеся затем в Интернете повествование оказалось вольным пересказом версий людей, которые действительно видели то, что затем назвали «Байкальским Стоунхенджем». Вместо этого рассказ пестрил байками о гигантских пчелах, стельках, которые нужно срезать и другой псевдоаномальной ерунде.
Но до Рытого оставалось еще довольно долго идти, и капитан решил сделать остановку у поселка Онгурен, что в переводе с бурятского означает "конец пути". Чей путь тут заканчивался, выяснить так и не удалось. Но зайти в поселок, который находился в трех километрах от берега, мы согласились с удовольствием. Все-таки наша экспедиция носит название этно-экологической, и упустить уникальную возможность попасть в глухое бурятское селение упускать не хочется. К тому же, как правило, именно в таких, оторванных от остальной цивилизации селениях и живут люди, которые всегда помогали мне в моих исследованиях, пересказывая старинные предания и легенды, не нашедшие следов в научной литературе.
Пребывая в постоянных философских беседах о судьбах мира, мы легко преодолели витиеватый путь. На входе в поселок нас ждал первый сюрприз – одиноко стоявший посреди небольшой площади паровоз, резко дисгармонирующий с окружающим миром. Его переместили сюда из глухой тайги в конце сороковых годов ушедшего века. А откуда он взялся в непроходимых лесах остается загадкой даже для местных аборигенов. Последние довольно приветливые люди, хотя некоторые из них находятся под шофе, несмотря на утренние часы. Все приветствуют нашего капитана, который жил здесь какое-то время, пока не уехал в Иркутск.
В Онгурене живут около пятисот человек. Дома, в основном, - избы. Но резко выделяется школа. Как оказалось, первая появилась еще сто лет назад. Ее строили всем селом. Новая отвечает всем современным требованиям. Электричества в Онгурене нет. Есть дизель, который включают по вечерам.
Расспрашиваем онгуренцев о Рытом. Все загадочно улыбаются и рассказывают примерно одно и тоже. Ходить туда не желательно. Женщинам вообще нельзя. На наш вопрос «почему?». Ответ прост – многие женщины становились бесплодны после посещения острова, а некоторые и вовсе умирали. Мужчины тоже туда без особой нужды не ходят. Даже скот теперь пасут там только в зимнее время. Узнав, что с нами на Рытый едет ольхонский шаман Валентин, советуют соблюдать все его рекомендации. Шаманы, кстати, сами доходят до определенного места в падь (ущелье) и дальше ни шагу.
Вернувшись на судно, спрашиваю у Валентина, когда и кем был наложен запрет. Шаман рассказывает, что он знает свой род до 19 колена, и никто из его предков также не знал причин табу. Но повторил, что лучше с этим местом не шутить, расплата придет незамедлительно. Сам он был на мысе несколько раз и знает его довольно хорошо.
Все участники экспедиции внимают словам шамана и наш этнограф Елена Свахили, рвавшаяся попасть на мыс грустнеет на глазах. Но нарушать местный закон не собирается.
И вот он – таинственный мыс Рытый. Природа здесь постаралась на славу. За ровной долиной мыса раскинулась расщелина между двух величественных гор, леса которых оделись в самые разнообразные цвета. Идиллическую тишину созерцания нетронутой природы нарушает вопль барана, которого мы везем с собой на заклание. Ему предстоит стать частью ритуала по задабриванию Духа Места. Моя душа восстает против подобного варварства. Но ради успеха экспедиции готов смиренно перенести жертвоприношение и ступить на долгожданный берег вместе с другими участниками экспедиции.