На территории Бурятии в полутора километрах от федеральной трассы "Улан-Удэ-Кяхта" возводится Субурган
Это культовое сооружение, предназначенное для хранения священных реликвий. Строительство идет на месте летнего кочевья Хамбо-ламы Итигэлова, обнаруженного с помощью металодетектора и медитации. Подробности в репортаже наших улан-удэнских коллег.
Чтобы определить район, где могло находиться летнее кочевье Итигэлова, Хамбо-лама Аюшев пригласил служителей 30-ти дацанов Бурятии. Проведя совместную медитацию, они указали именно это место в степи. Решено было воздвигнуть здесь священную ступу, в строительстве которой выразили желание участвовать почти все жители ближайшего села Оронгой.
Георгий Яновский, житель села Оронгой: «Хамбо-лама Даша Доржо Итигэлов – величайший человек, он будет величайшим во все времена. Не помочь, это уже как-то не по себе. Я обязан прийти сюда, верю в это, верю в буддизм».
Буддийские ступы являются традиционным местом поклонения верующих, но этот субурган, считают местные жители – особенный: очень много удивительного происходило и происходит до сих пор здесь.
Территорию, где, как считают ламы, находилось кочевье, оронгойцы обследовали с миноискателями Они хотели найти знаки, которые оставил для них в земле Итигэлов – монеты или сосуды из драгоценных металлов. Миноискатель постоянно подавал сигналы, но знаки обнаружить не удалось. Вместо них было найдено отверстие в земле виде сердца - в этом месте начали копать и увидели сруб колодца - с пресной водой, что в этих краях большая редкость.
Буда Цыденов, лама Дунхоор дацана г. Улан-Удэ: «А здесь вот оригинальная вода. Они сами приезжают – удивляются, как? Везде соленая вода, соленое озеро, у всех вода привозная, а здесь – пресная».
Строящаяся ступа, символизирует собой просветленное тело Будды. Она делается полой внутри и заполняется различными ритуальными предметами: сельчане положили на дно молот и наковальню, заряженное оружие, инструменты плотника, засыпали все рисом, ячменем и горохом, уложили ритуальными травами - местные школьники набрали шесть машин багульника и ая-ганги. Венчают содержимое ступы - книги и небольшой кусочек священного тела Будды, привезенный из Индии. Хотя любой субурган можно считать святыней, к возведению этого сооружения строители относятся с особенным трепетом.
Владимир Гармаев, студент Буддийского Университета: «Это же не простой субурган, а место рождения Хамбо-ламы Итигэлова».
По соседству со строящимся субурганом установлен и личный дом перерожденца, подаренный Хамбо-ламе Итыгилову более ста лет назад оронгойцами. Все это, вместе с уникальным колодцем составит, по замыслу жителей села, религиозно-исторический комплекс.