Жизнь после секты
Чтобы вовлечь человека в секту, используют три компонента: любовь, наркотики и страх.
Несмотря на многочисленные запреты и перерегистрации, в Иркутске процветает около десятка различных сект. Как правило, сектанты, поначалу полные сил и здоровья, через несколько лет становятся никому не нужными развалинами.
Немного о понятиях
В толковом словаре слово "секта" объясняется как религиозная группа, проповедующая учение, противоречащее принятому церковью.
Для социальных психологов секта - это, прежде всего, группа людей, которых характеризуют три главных признака. Во-первых, это особый ритуал поклонения Богу или человеку. Второе - это харизматическая личность, объединяющая людей вокруг себя. И третье, самое главное - это полная изоляция человека от общества, от его привычной прежней жизни, от друзей, знакомых и даже от семьи. Под этим также подразумевается отказ от светской жизни и общечеловеческих ценностей.
Секты преследуют отступников во сне
Несколько лет назад в Иркутский центр психологической помощи населению обратилась женщина. На приеме она рассказала, что около десяти лет была членом некой секты. Она смогла покинуть это сообщество, но через пять лет женщина поняла, что ей нужна помощь специалистов.
Она, долгое время живущая с "братьями и сестрами", заметила несколько фактов, которые оттолкнули ее от ложных верований. Она рассказала, что руководители сект призывают к добру и справедливости, а на самом деле их интересуют только деньги. Сама женщина в течение десяти лет работала по двадцать часов в сутки, а деньги отдавала руководителям. Более того, она отдала им все свое имущество и квартиру. В один момент она заметила противоречие святости и алчности. Это стало первым шагом к спасению.
Вторым шагом к освобождению стала обычная внимательность: женщина видела, как в секту приходят девушки и как руководители организации не пропускают ни одной из них. Совращение под благовидным предлогом стало обычным и обязательным делом в этой секте. Накопившиеся сомнения заставили ее принять единственное решение - оставить секту.
- Прошло пять лет, как я оттуда вышла, но освободиться по-прежнему не могу, - призналась женщина врачам.
Секта преследовала ее теперь уже во снах. Привлекательные картины прошлой жизни, руководители со святыми сияющими лицами, в белых одеждах и воспоминания мучают ее вот уже много лет. "Неужели это будет длиться всю оставшуюся жизнь?" - спрашивала отчаявшаяся женщина у психиатров.
Уйти из секты - это не просто хлопнуть дверью и забыть. Единицы, физически освободившиеся от секты, в своем сознании на долгое время, если не навсегда, остаются зависимыми.
Похищенная внучка вернулась обратно
Обычно родные сектанта пытаются всеми силами вернуть его в нормальную жизнь. Как правило, это никому не удается, потому что сектанты рвут все социальные и родственные связи. Психопатолог Виталий Жмуров вспоминает историю о похищении, скорее похожую на детектив.
Тридцатилетняя иркутянка прочно втянулась в "секту Виссариона". Ушла не одна - забрала с собой двоих детей, а потом и мужа заманила. Вся эта семья уехала в Красноярск, в "виссарионовскую" колонию. Городок, где жили сектанты, изолирован: построен он глубоко в лесу. Найти к нему дорогу непосвященному человеку нелегко.
В Иркутске у этой женщины остались две бабушки. Они сильно переживали, особенно за правнуков, и решились на отчаянный шаг - выкрасть свою внучку из общины. Первая попытка не удалась, и сами они едва унесли ноги. Во второй раз, с помощью сильных мужчин, им удалось выкрасть внучку и ее детей и сбежать. Вспоминали они об этом с ужасом - говорили, что если бы еще чуть-чуть - и неизвестно, что бы с ними сделали разъяренные юродивые.
В итоге спасенная женщина оказалась в Иркутском городском центре психологической помощи населению. На вопросы не отвечала, держалась враждебно и высокомерно. Любые попытки врачей найти точку соприкосновения проходили впустую.
Закончилась эта история тем, что женщина опять убежала. Обманула старушек, забрала детей и вернулась в Красноярск, в свою общину. Где и живет до сих пор. Хотя это вопрос тоже спорный: обследуя ее в Иркутске, специалисты обнаружили массу различных серьезных заболеваний - обращаться к помощи врачей члены этой секты не имеют права.
Страшнее уйти, чем остаться
Почему человек не может уйти из секты, даже когда очень этого хочет? Ответ прост: людей держит страх.
В Иркутске давно существует секта "розенкрейцеров". Она известна своей ярой приверженностью к оккультизму. Ее члены верят в волшебное свойство слов, в том числе в приметы, порчи и сглазы.
Однажды в Иркутский центр психологической помощи населению обратились восемь женщин, принадлежавших к "розенкрейцерам". Они почувствовали, что дальнейшая жизнь в секте невозможна, и захотели покинуть это сообщество. Они согласились принять помощь от специалистов центра. Но потом испугались. Вера в то, что разгневанные руководители секты нашлют на них порчу или сглаз, заставила их отказаться от квалифицированной помощи психологов. И получилось, что вроде бы они отошли от секты, а с другой стороны - в ней остались.
Ритуал посвящения с применением наркотиков
Мнение, что людей привлекают в секты силой, не более чем миф. Человек добровольно приходит в секту и так же добровольно становится ее рядовым "зомби". Правда, ненавязчивые руководители сект им в этом чуть-чуть помогают.
По словам психолога Юлии Потаповой, человек, впервые попав на собрание какой-либо секты, окружается таким количеством любви и заботы, что начинает думать: "Вот это и есть то самое, настоящее!" Психологи называют это "бомбардировкой любовью". Человек не понимает, что в нем видят еще одну единицу "пушечного мяса", которую любым методом необходимо вовлечь в свой круг. Он верит, что здесь ждали именно его. Его и ждали: любой, кто может помочь организации, отдав ей свои силы, время и деньги, ценится сектантами.
Чтобы человек стал преданным до конца, сектанты идут на все. Их методы до того просты и эффективны, что даже сомневающийся человек со временем становится зомбированным исполнителем приказов. Обряды и лекарственные препараты - первые помощники в этом деле.
Ритуалы посвящения, во время которых нужно что-то сделать, а иногда - что-то съесть или выпить, становятся первым шагом к повиновению. Согласившись на ритуал или старинный обряд, человек, сам того не подозревая, дает согласие на продажу своей воли и своих желаний. Делая или произнося что-либо, человек внутренне дает себе установку следовать этим словам и обещаниям. Нередко в "священное" вино или "божественный" хлеб добавляются разновидности наркотиков.
Поэтому, если в секту человека привлекает любовь, то уже укрепляет - обряд или лекарства, а удерживает - страх.
Помощь - только в профилактике
Людьми, даже покинувшими секты, все равно можно продолжать манипулировать. Для них выход из секты не значит освобождение. Поэтому специалисты утверждают, что единственная реальная помощь - это профилактика.
Ситуация в Иркутске становится критической от года к году. И специалисты Иркутского центра психологической помощи населению - возможно, единственные, кто способен помочь людям не только вернуться в нормальную жизнь, в жизнь "после секты", но и предупредить их о потенциальной опасности.