Эти две сестры составили славу Голливуда первой половины XX века и вошли в историю как уникальная оскароносная пара актрис-долгожительниц, отмотав на грешной земле 200 лет на двоих.
22 октября исполняется 105 лет со дня рождения младшей из них, выдающейся британо-американской актрисы, лауреата премии «Оскар» Джоан де Хэвилленд, прославившейся под псевдонимом Фонтейн.
Джоан Фонтейн в фильме «Интриги Сьюзен», 1945 год
Родилась младшая сестра Оливии де Хевилленд 22 октября 1917 года в Токио в семье актрисы Лилиан Фонтейн и британского адвоката Уолтера де Хэвилленда. Театром увлеклась вслед за матерью и сестрой, которая была её старше на 16 месяцев.
По отзывам современников, отношения сестёр Хэвилленд сложно было назвать тёплыми. Постоянная конкуренция за место под голливудским солнцем не могла не сыграть своей роли. Вдобавок Оливия считалась любимицей матери, с которой у Джоан контакт был не столь близким, хоть она и снималась под её сценическим псевдонимом.
Сёстры Хэвилленд: Оливия (слева) и Джоан (справа)
В 1919 году родители будущих звёзд развелись, и мать с 3‑летней Оливией и 2‑летней Джоан перебралась в США.
Впервые на театральную сцену Джоан Фонтейн вышла в возрасте 17 лет, вскоре после этого подписав контракт с кинокомпанией RKO Pictures. В кино сёстры Хэвилленд дебютировали одновременно, в 1935 году: Оливия снялась в ролях Гермии и Арабеллы в фильмах «Сон в летнюю ночь» Уильяма Дитерле и «Одиссея капитана Блада» Майкла Кёртица, Джоан же – в гораздо менее успешной комедийной мелодраме Джорджа Кьюкора «Только без дам», да и то далеко не в главной роли.
После этого Джоан снялась ещё в дюжине проходных картин, в то время как её сестра блистала в фильмах «Любовь, которую я искал» Арчи Майо, «Приключения Робин Гуда», «Четверо – уже толпа» и «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» Майкла Кёртица и, конечно, культовой мелодраме 1939 года «Унесённые ветром», где Оливия де Хэвилленд сыграла супругу Эшли Уилкса Мелани Гамильтон, за создание образа которой была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучшая женская роль второго плана».
Оливия де Хэвилленд в фильме «Унесённые ветром», 1939 год
К Джоан первый громкий успех пришёл лишь спустя пять лет после дебюта, когда ей наконец‑то повезло с режиссёром. В 1940 и 1941 годах 23‑летняя «сестра звезды» сыграла главные роли в фильмах самого Альфреда Хичкока «Ребекка» и «Подозрение», где её партнёрами стали Лоуренс Оливье и Кэри Грант.
Роль второй миссис де Винтер в триллере «Ребекка» принесла актрисе первую в карьере номинацию на премию «Оскар». Среди её соперниц были такие культовые актрисы, как Кэтрин Хепбёрн, Бетт Дейвис и Джинджер Роджерс, которой в итоге и досталась заветная статуэтка.
Вторая миссис де Винтер в фильме «Ребекка», 1940 год
Спустя год Джоан Фонтейн вновь появилась в списке номинантов на «Оскар» в категории Лучшая актриса» за роль Лины Эйсгарт в психологическом триллере «Подозрение». Главной интригой церемонии 1942 года стало соперничество сестёр Хэвилленд, ведь Оливия также была номинирована в той же категории за роль Эмми Браун в мелодраме Митчелла Лейзена «Задержите рассвет». Среди других претенденток на премию были Барбара Стэнвик, Бетт Дейвис и Грир Гарсон.
Итоги голосования удивили многих. Жюри Американской киноакадемии сделало выбор в пользу... Джоан Фонтейн. Так «блондинка Хичкока», как успели прозвать молодую актрису, стала лауреатом «Оскара» раньше своей старшей сестры, да ещё и у неё на глазах. Ещё один факт, не сыгравший на пользу отношений двух сестёр.
Впрочем, Оливия впоследствии «отыгралась», поднявшись на сцену для получения главной статуэтки мирового кино дважды: в 1947 и 1949 годах за главные роли в фильмах Митчелла Лейзена «Каждому своё» и Уильяма Уайлера «Наследница». «Оскар» же Джоан так и остался для неё единственной наградой в карьере.
Лина Эйсгарт в фильме «Подозрение», 1941 год
Другими безусловными успехами Джоан Фонтейн стали главные роли в фильмах «Верная нимфа» Эдмунда Гулдинга, принесшая актрисе третью в карьере номинацию на «Оскар», «Джейн Эйр» Роберта Стивенсона, «Императорский вальс» Билли Уайлдера, «Письмо незнакомки» Макса Офюльса, «Сентябрьская афера» Уильяма Дитерле, «Айвенго» Ричарда Торпа, «Великая ночь Казановы» Нормана З. МакЛеода, «Серенада» Энтони Манна, «По ту сторону разумного сомнения» Фрица Ланга, «Ночь нежна» Генри Кинга.
Тереза «Тесса» Сэнгер в фильме «Верная нимфа», 1943 год
Джейн Эйр в фильме «Джейн Эйр», 1943 год
Лиза Берндал в фильме «Письмо незнакомки», 1948 год
Сьюзан Спенсер в фильме «По ту сторону разумного сомнения», 1956 год
Бэйби Уоррен в фильме «Ночь нежна», 1962 год
Всего Джоан Фонтейн снялась в 45 фильмах, завершив карьеру в 1966 году в возрасте 49 лет.
Последней ролью актрисы на большом экране стала учительница Гвен Мэйфилд в британском фильме ужасов Сирила Франкеля «Ведьмы».
Гвен Мэйфилд в фильме «Ведьмы». Последняя роль в кино, 1966 год
«Блондинка Хичкока», с которым, кстати, после «Ребекки» и «Подозрения» она больше не работала, прожила долгую жизнь. Скончалась Джоан Фонтейн во сне в собственном доме в Калифорнии 15 декабря 2013 года в возрасте 96 лет.
Оливия пережила младшую сестру на шесть с половиной лет, уйдя из жизни в июле 2020‑го спустя 25 дней после 104‑го дня рождения.