Тупик страсти и праха, или Как кончится мир. К юбилею Уильяма Фолкнера
Но в мире много есть того,
что нашей правде и не снилось.
Уильям Фолкнер
Нобелевская премия по литературе, две Пулитцеровские премии, две Национальные книжные премии США и множество других престижных наград...
25 сентября литературный мир отмечает 125‑летие со дня рождения выдающегося американского прозаика и киносценариста Уильяма Фолкнера.
Родился будущий классик американской прозы 25 сентября 1897 года в Нью‑Олбани, штат Миссисипи. Литературную деятельность начинал как поэт.
Дебютный роман писателя, не имевшего, к слову, фундаментального литературного образования, – «Солдатская награда» – вышел из печати в 1926 году, но остался практически незамеченным. Успех к Фолкнеру пришёл спустя несколько лет, после публикаций романов «Шум и ярость», «Когда я умирала» и «Святилище». Причём в Европе американский автор стал популярен гораздо раньше, чем у себя на родине, где ему приходилось зарабатывать на жизнь написанием и адаптацией сценариев для голливудских киностудий.
Всего из-под пера мастера истории американского Юга вышло 19 романов, действие большинства которых происходит в вымышленном округе штата Миссисипи Йокнапатофа, а также несколько сборников повестей и рассказов.
В 1950 году Уильям Фолкнер был удостоен Нобелевской премии по литературе с формулировкой «За значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».
Два романа писателя стали лауреатами Пулитцеровской премии: «Притча» в 1995 году и «Похитители» уже после смерти автора в 1963‑м.
Скончался Уильям Фолкнер 6 июля 1962 года в возрасте 64 лет.
Произведения американского классика не раз экранизировались. Наиболее известные фильмы по сюжетам Фолкнера – «Долгое жаркое лето» (по роману «Деревушка») и «Шум и ярость» режиссёра Мартина Ритта, вышедшие на экраны ещё при жизни писателя соответственно в 1958 и 1959 годах, также прижизненное «Убежище» Тони Ричардсона (по романам «Святилище» и «Реквием по монахине», 1961 год), «Воры» Марка Райделла (по роману «Похитители», 1969 год) и совсем свежие «Когда я умирала» (2013) и «Шум и ярость» (2014) Джеймса Франко.
По мотивам рассказа Фолкнера «Нога» в 1991 году Никитой Тягуновым был снят одноимённый фильм с Иваном Охлобыстиным и Петром Мамоновым в главных ролях. Интерпретированный сценарий написала Надежда Кожушанова.
Юбилеи писателей мы традиционно отмечаем публикацией цитат из их произведений. Сегодня это несколько циничные и не всегда благосклонные к роду человеческому мысли автора и фразы его героев из романов «Солдатская награда», «Шум и ярость», «Когда я умирала», «Свет в августе» и «Осквернитель праха».
По-моему, это логично, что люди, столько водя себя и других за нос при помощи слов, наделяют молчание мудростью.
Если женщина что и говорит, у ней это ничего не значит. Это мужчины принимают свои разговоры всерьёз.
Женщине, чтобы бранить другую, причин не требуется.
Не тогда безнадёжность, когда поймёшь, что помочь не может ничто – ни религия, ни гордость, ничто, – а вот когда ты осознаёшь, что и не хочешь ниоткуда помощи.
Не все люди способны выносить рабство, и, по‑видимому, ни один человек не может вынести свободы.
К человеку лучше подойти с его меркой. Подойти и отойти.
Пожалуй, они правы, помещая любовь в книги. Пожалуй, только там ей и место.
Мужик. Всякий мужик. Сто случаев сделать добро упустит, ради одного случая встрять, куда его встревать не просят.
Для чего же церковь, как не для помощи тем, кто глуп, но хочет правды?
Забавное дело, на что б вы ни пожаловались, мужчина вам посоветует сходить к зубному, а женщина посоветует жениться. Причём всегда так: у самого всю жизнь всё из рук валится, а вас станет поучать, как вести дело. Какой‑нибудь профессоришка из колледжа – пары целых носков за душой нет, а вас будет учить, как за десять лет сделаться миллионером, а баба, которая даже мужа себе подцепить, и то не сумела, будет вас наставлять по семейным вопросам.
Тут не Россия, где нацепил бляху – и на него уже управы нет.
Человек – сумма того и сего. Задачка на смешанные дроби с грязью, длинно и нудно сводимая к жизненному нулю – тупику страсти и праха.
Если не мудрить, человек не сильно отличается от лошади и мула, разве что разума у лошади чуть больше.
Смысл жизни, говорил мой отец, – готовиться к тому, чтобы быть мёртвым.
Почему смерти брать только тех, чья жизнь давно стала бесполезной? Кто же срывает увядшую розу?
Чтобы родить тебя, нужны двое, а чтобы умереть – один. Вот как кончится мир.
Продолжайте хотеть. Хотение – вещь безобидная.
Фото: kinopoisk.ru