Новый альбом Oxxxymiron’а – возвращение удалось
Рассказываем, как настолько долгожданный релиз оказался главным разочарованием жанра. Пауза на пользу не пошла. Автор пытается так явно потакать фанам, что начисто растратил актуальность. Завышенные ожидания. Некогда яркий новатор безнадёжно застрял в 2010-ых… Так рэпер Oxxxymiron в треке «Рецензия» критикует собственный альбом «Красота и уродство», вышедший вчера, 1 декабря. Нам же кажется, что это – мощное, своевременное художественно-политическое высказывание. Без шуток.
Появлению пластинки предшествовал клип «Кто убил Марка?» – 10-минутная исповедь о том, как Окси 10 лет боялся, что Рома Жиган выложит в сеть видео, на котором даёт ему, стоящему на коленях, пощёчину. Из-за чего? Из-за оскорблений. Впрочем, посмотрите, не пожалеете.
Итак, он молчал 6 лет. Предыдущий его альбом – «Горгород» – увидел свет в 2015 году, и состоял из 11 треков. «Красота и уродство» в два раза больше – 22 трека. Что их отличает? Г – сюжетен, там есть писатель Марк, у него есть литературный агент Кира и девушка Алиса, есть Мэр и Гуру. КИУ – менее целостен, все произведения самоценны. Единственное, что его, альбом, объединяет – кольцевая композиция.
Лапы к самиздату
Тянут магистраты и Дяди Стёпы.
Читающий еврей, но не Матисьяху,
Двигается по галактике автостопом.
Дайте пройти, кидайте в шляпу
Кредитные карты, дукаты, злотые,
Если водится монетка, как у нумизмата,
Если ни гроша, напевайте строки.
С этого начинается первый трек «Хоп-механика» и этим же заканчивается финальный трек «Дрейдл». Также, в отличие от Г, КИУ – более прямолинейный. Нет, сложные метафоры, аллюзии и реминисценции никуда не делись. Но всё абстрактное (власть, оппозиция, культура, свобода и прочее) стало конкретным. Тут и Владимир Путин, и Роскомнадзор со Следственным комитетом, и Екатерина Шульман, и Моргенштерн. В общем, Oxxxymiron из художника, говорящего эзоповым языком, превратился в… публициста. Яркого, начитанного публициста-либерала. Покинул, так сказать, «Башню из слоновой кости», хоть и «Всего лишь писатель».
«Блаженны нищие духом» – так учит нас Священное Писание.
Путин носит «Celine», Лукашенко «Margiela».
(«Окно в Париж»)Мой диплом настолько плох, я мог стать министром культуры.
Столько лет я внушаю [подросткам] «Ученье – свет»
Эффективней чиновников и библиотек.
(«Агент»)Здесь каждый – иностранный агент,
Если не охраняемый и не мент.
(«Агент)Вся страна – пост ГАИ.
(«Рашн Роуд Рейдж»)Зиккурат: мумия под пирамидой смердит,
Глушит сигнал мобильной сети.
Россия сидит.
(«Рашн Роуд Рейдж»)РКН, СКР – теорема Эскобара.
(«Рашн Роуд Рейдж»)
Можно цитировать и цитировать. Но, пожалуй, самая удачная формулировка рэпера про нашу власть – это: «Меня спросили, почему в русском рэпе нет gangsta? Но gangsta на Руси – прерогатива государства». Или вот ещё: «Ягода-малина, Ягода-Малюта». Генрих Ягода в 30-е годы прошлого века был генеральным комиссаром государственной безопасности. Именно он учредил ГУЛАГ. Малюта Скуратов – правая рука Ивана Грозного.
В новом альбоме Мирон Янович проговаривает и глобальные вещи:
Убийства чести и женское обрезание.
Через дорогу – званый обед в торжественном зале.
Проблемы первого мира – депрессии, терзания,
Медленный интернет, РПП и стресс от экзаменов.
(«Красота и уродство»)Мы были заняты самокопанием,
Пока мир перекраивали частные военные компании.
(«Дрейдл»)
Некоторые, прочтя наш текст, возможно, поморщатся – дескать, не музыка, а политический манифест. Это не совсем так. Во-первых, КИУ хорошо сделан, убедитесь сами. Во-вторых, там есть лиричные, лично-интимные треки. Например, «Улёт» – обращение к своему телу, вернее, к своей теле (у Окси тело почему-то женского рода): «А если не уверена, кто здесь адресат, прочти название в зеркале и перелистай». Не мандельштамовское «Дано мне тело – что мне делать с ним…», но тоже неплохо.
Короче, возвращение удалось!