От «Верности» до «Интердевочки». К юбилею Петра Тодоровского
Не так много в истории нашего кинематографа режиссёров, чьи фильмы номинировались на «Оскар». Ещё меньше тех, кто сам писал не только сценарии, но и музыку к своим картинам.
26 августа исполняется 95 лет со дня рождения великого кинорежиссёра, сценариста и композитора, лауреата Всесоюзного и Венецианского кинофестивалей, Государственной премии России и премий «Ника» и «Золотой овен», заслуженного деятеля искусств Украинской ССР и народного артиста РСФСР Петра Тодоровского.
Один из самобытнейших режиссёров советского и российского экрана родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР. Его совершеннолетие пришлось на самый разгар Великой Отечественной войны. В 1943 году будущий мэтр отечественного кинематографа был направлен сначала в Саратовское военно-пехотное училище, а затем на фронт командиром миномётного взвода.
С войны лейтенант Тодоровский вернулся с орденами Отечественной войны I и II степени, медалями «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина». После ещё четырёх лет службы в военном гарнизоне был уволен в запас, и под впечатлением от работы военных кинооператоров поступил на операторский факультет ВГИКа, который окончил в 1954 году.
До прихода в режиссуру Пётр Тодоровский около десяти лет проработал оператором на Одесской киностудии. Мало кто знает, что на съёмках легендарных фильмов «Весна на Заречной улице», «Два Фёдора» и «Никогда» кинокамерой управлял будущий великий режиссёр. Во время работы над последней картиной Тодоровский впервые попробовал себя не только в качестве оператора, но и режиссёра (совместно с Владимиром Дьяченко).
Первая самостоятельная работа мастера – военная мелодрама «Верность» – увидела свет в 1965 году и получила приз за лучший дебют Венецианского кинофестиваля.
Впоследствии режиссёр Тодоровский работал в разных жанрах, но для всех его фильмов характерны невероятная человечность, глубокое понимание жизни и мягкий сдержанный юмор.
Кадр из фильма «Верность», 1965 год
Кадр из фильма «Фокусник», 1968 год
Кадр из фильма «Последняя жертва», 1975 год
Пётр Тодоровский на съёмках фильма «Последняя жертва»
Всего в режиссёрской фильмографии мастера 17 названий. К большинству своих фильмов Пётр Тодоровский сам писал сценарии и музыку. Мелодии и песни Тодоровского звучат в его фильмах «Военно-полевой роман», «По главной улице с оркестром», «Интердевочка», «Анкор, ещё анкор!», «Риорита» и многих других.
Кадр из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981 год
Пётр Тодоровский на съёмках фильма «Любимая женщина механика Гаврилова»
Кадр из фильма «Военно-полевой роман», 1983 год
Кадр из фильма «По главной улице с оркестром», 1986 год
В 1983 году режиссёр снял самый знаменитый свой фильм «Военно-полевой роман», который был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, принёс Инне Чуриковой «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля, а Петру Тодоровскому звание народного артиста РСФСР.
Среди других наград легендарного режиссёра – Государственная премия России «за воплощение в фильмах гуманистических идеалов», премия «Ника» и Главный приз кинофестиваля «Кинотавр» за фильм «Анкор, ещё анкор!», ещё одна «Ника» в номинации «Честь и достоинство», премия «Золотой овен» и приз фестиваля «Киношок» за фильм «Какая чудная игра».
Кадр из фильма «Интердевочка», 1989 год
Пётр Тодоровский на съёмках фильма «Интердевочка»
Кадр из фильма «Анкор, ещё анкор!», 1992 год
Кадр из фильма «Ретро втроём», 1998 год
Пётр Тодоровский ушёл из жизни 24 мая 2013 года в возрасте 87 лет. Его могиле можно поклониться на Новодевичьем кладбище Москвы.
Сегодня режиссёрскую династию успешно продолжает сын Петра Ефимовича – кинорежиссёр, сценарист и продюсер Валерий Петрович Тодоровский.
Кадр из фильма «Жизнь забавами полна», 2002 год
Кадр из фильма «Риорита». Последняя работа мастера, 2008 год
Пётр Тодоровский на съёмках фильма «Риорита»
Фото: 1tv.соm, Анатолий Ковтун / Фотохроника ТАСС, kinozon.tv, kino-teatr.ru, my-hit.org, vokrug.tv