Расчеловечивание с помощью медицинской маски
В ходе кампании по борьбы с коронавирусом, который оказался на удивлением слабым по сравнению с другими заразными болезнями, судя по всему, испытывались и обкатывались некоторые социальные практики. Они могут быть введены в будущем, а пока что проходят своего рода тестирование.
Речь идет о законе, оперативно принятом в китайских городах, о запрещении появляться в общественных местах без медицинской маски на лице. Полиция жестко пресекает попытки, к примеру, проехать в метро без маски, буквально выталкивая нарушителя.
С одной стороны вроде бы мера понятная, мера необходимая. Но все же, остается некоторый привкус того, что обязанность ношения медицинских масок на лице выходит несколько дальше карантинных мер. С точки зрения чисто карантинных мер временное закрытие общественных мест дало бы лучший эффект.
Но маски на лице имеют еще ряд эффектов уже чисто социального плана. Они разрушают социальные коммуникации между людьми, которые возникают в любом общественном месте, будь то метро, супермаркет или присутственное место. Собственно, общественное место как раз изначально и предназначалось для развития социальных коммуникаций, из которых вырастает общество.
Если все в общественных местах будут носить маски на лице (не обязательно медицинские; уже появились специально изготовленные маски для постоянного ношения), то из этого вытекает несколько последствий.
Во-первых, людям значительно труднее узнавать друг друга, узнавать именно в лицо. И знакомиться тоже становится труднее. Для властей, обладающих системами распознавания лиц, маски не являются проблемой. Тепловизоры с высоким разрешением делают тепловую фотографию лица, весьма близкую к обычной фотографии. Некоторая доработка софта и будет возможно распознавание по тепловой фотографии.
Во-вторых, маски на лице серьезно препятствуют вербальной коммуникации; они затрудняют речь. Всякий, кто носил маску на лице, знает, что в ней трудно говорить громко и внятно; неизбежно получается приглушенное бормотание. В шумном общественном месте человек в маске становится практически безголосым.
В-третьих, одинаковые маски на лицах всех: обычных горожан, служащих, полиции и так далее вносят сильный элемент унификации и стирают личностные различия. Одежда теперь в основном более или менее стандартная, служащие и полиция ходят в форме. Получаются некие существа без личностных отличий, очень похожие друг на друга.
Общество, постоянно носящее маски на лице, это уже не общество, а нечто другое. Его можно назвать случайным сборищем унифицированных живых существ. Это если его воспринимать по внешнему облику. Такое сборище, конечно, имеет свою внутреннюю структуру, которая стоит на коммуникации через смартфон и социальные сети в Интернете, и на формальном статусе, выражающихся в отличиях в одежде и владении спецсредствами и оружием.
Здесь еще нужно вспомнить систему социальных рейтингов, которая обкатывается и развивается в Китае. Суть ее в том, что от социального рейтинга, рассчитываемого в зависимости от поступков, контактов и других обстоятельств, зависит доступ к социальным благам; к примеру, людям с низким рейтингом не продают билетов на поезда и самолеты. Нечто подобное было и в СССР, только исполненное на примитивном техническом уровне. Теперь китайские товарищи развивают похожую идею на базе тотальной информатизации.
Социальный рейтинг — сильная штука, нацеленная на исключение всякой антиобщественной, антипартийной и антигосударственной деятельности. Люди, к этому склонные, уже на ранних стадиях своих попыток выталкиваются на периферию общества. Однако, эта система не гарантирует, скажем, от спонтанных акций, основанных как раз на межличностной коммуникации в общественных местах.
Поэтому, надо полагать, что тут был поставлен эксперимент: а что будет, если общество разделить на изолированных людей еще больше, еще сильнее, чем было до сих пор? Люди и так больше смотрят в смартфоны, чем друг на друга. Если ввести еще фактор, который еще больше затруднит межличностную коммуникацию, то что произойдет и как будет вести себя общество и отдельные его представители?
Так что, думается, что введение обязательства носить медицинские маски в общественных местах — это социальный эксперимент по расчеловечиванию людей, стиранию их личностных различий и предельному затруднению межличностной коммуникации. По идее, как можно предвидеть теоретически, человек без личных особенностей, без возможности межличностного общения и коммуникаций, становится совершенно беззащитным перед любым насилием против него. Потому что он никто, его не знают, его эмоций не видят и им не сочувствуют, он не может позвать на помощь и фактически может рассчитывать лишь на свои силы, которые нетрудно сломить применением оружиями или группой.
Трудно сказать пока, какие именно социальные результаты были получены. Думаю, что весьма интересные. Через некоторое время, по тем новшествам и изменениям, которые будут вводиться в Китае, можно будет судить о том, как закончился уханьский эксперимент с коронавирусом.