Почему «Кролика Джоджо» не покажут в российских кинотеатрах?
Ложь опасна не тем, что противоречит истине,
то есть не имеет отношения к реальности, а тем,
что подменяет собой реальность в людских умах.
Кристин Лёненс
Продолжая обзор лауреатов 92-го «Оскара», нельзя обойти стороной творение Тайки Вайтити. Из шести номинаций, включая «Лучший фильм», лента получила только одну статуэтку, за лучший адаптированный сценарий, зато совершенно заслуженно.
Сразу стоит оговориться: в русский прокат «Кролик Джоджо» не выйдет. Его никто не запрещал, просто Disney, которому теперь принадлежат права на фильм, изначально не собирались пускать фильм в кинотеатры. Возможно, если бы дело дошло до проката, дошло бы и до скандалов: в фильме бессчётное количество раз демонстрируется символика и атрибуты Третьего рейха, что прямо противоречит российскому законодательству о запрете пропаганды нацизма. Хотя в фильме скорее антипропаганда: Вайтити снял настолько злую сатиру на Гитлера и весь его режим, что совершенно очевидно его отношение к теме.
Фильм основан на романе Кристин Лёненс «Птица в клетке» о десятилетнем Йоханнесе Бетцлере из Вены, члене Гитлерюгенда. Йоханнес – убеждённый нацист, но всё меняется, когда он узнаёт, что его мать прячет дома еврейскую девочку. В книге комедией и не пахнет, Лёненс погружает читателя во мрак все дальше с каждой страницей, не стараясь сгладить острые углы.
Тайка Вайтити по этой канве снял совсем другую историю. Фильм с первых кадров заставляет нервно усмехаться, а порой и хохотать в голос, что не умаляет общего драматизма истории. Вайтити снял такое детское кино для взрослых. Здесь Йоханнес искренне верит, что у евреев чешуя, рога и раздвоенный язык, а его лучший друг — воображаемый Адольф Гитлер. На самом деле Джоджо — нормальный десятилетний мальчишка, который физически не способен свернуть шею милому кролику, однако его так завораживает официальная идеология, что он готов делать что угодно, лишь бы в конце концов стать личным охранником фюрера. В этой истории нацисты ничем не отличаются от старших ребят во дворе, которым во все времена стремятся подражать младшие. Вот только ставки здесь совсем другие.
Фильм Тайки Вайтити изящно балансирует на грани между военной драмой и едкой комедией. Все реальные трагические события показаны как есть, без толики юмора, что заставляет зрителя устыдиться того, что минуту назад он смеялся над предыдущей сценой. Но удержаться невозможно: большинство персонажей и ситуаций, в которые они попадают, комичны до абсурда. Чего только стоит инфантильный и капризный Гитлер или метросексуальный капитан, разрабатывающий парадную форму, чтобы дезориентировать врагов. А в одной из сцен гестаповцы в доме Джоджо больше полусотни раз повторяют «Хайль Гитлер», приветствуя друг друга.
В истории, рассказанной Вайтити, множество смыслов, они наслаиваются друг на друга, становясь неотделимыми. Однако в первую очередь это история взросления главного героя. В самом начале мальчик свято верит в нацизм и фюрера, а евреев считает полумифическими чудовищами, однако с каждой открывающейся ему деталью, с каждой историей его еврейской подруги он все меньше восторгается Рейхом. Даже его воображаемый друг, сначала милый и заботливый, чем дальше, тем сильнее смахивает на реального диктатора.
Также фильм наглядно показывает мерзостное лицо войны. Мальчик настолько свыкся с ним, что даже самые трагичные события не слишком задевают его, а бессмысленность происходящего и вовсе ускользает от его внимания. Когда настоящая, не игрушечная война настигает Джоджо в лице советских и американских солдат, он, кажется не до конца понимает, что происходит. Только когда вокруг начинаю греметь взрывы, он пугается по-настоящему.
Тайка Вайтити оптимистичен: в отличие от литературного прототипа, его Джоджо не успевает превратиться в настоящего нациста. Он просто «мальчик в смешной форме, который хотел попасть в тусовку». За те полгода, что длится действие фильма, он вырастает из этих коротких штанишек и понимает, что война бессмысленна, а истинную ценность представляют совершенно другие вещи.