Гений сатиры под музыку Яша Оффенбах
Двести лет назад, 20 июня 1819 года, в немецком Кёльне в небогатой еврейской семье уроженца Оффенбаха-на-Майне Исаака Иегуды Эбершта, за девять лет до рождения сына сменившего фамилию на Оффенбах, родился сын, которого назвали Якоб.
Ну а сегодня весь музыкальный мир отмечает 200 лет со дня рождения великого французского композитора, основоположника французской оперетты, знаменитого автора «Прекрасной Елены», «Периколы» и «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха.
Жак Оффенбах
Оффенбах мог никогда не стать французом, если бы увлечённый музыкой отец не заметил дарования сына и на последние сбережения не привёз его учиться в Париж. 14‑летний Якоб, с детства игравший на виолончели, был принят в столичную консерваторию в класс Луиджи Керубини и сначала на французский манер стал Жакобом, а затем и просто Жаком.
Денег на обучение в консерватории у семьи хватило лишь на год, но этого, да ещё частных уроков у Фроманталя Галеви талантливому юноше оказалось достаточно, чтобы вырасти в виртуозного виолончелиста и великого композитора.
Поначалу Жак Оффенбах выступал как музыкант в парижских салонах, а в 1939 году дебютировал в качестве композитора с водевилем, поставленным в театре Пале-Рояль. В 1947 году он становится дирижёром, а затем и штатным композитором знаменитого мольеровского театра Комеди Франсез, а в 1855‑м открывает собственный театр Буфф‑Паризьен.
Основанный Оффенбахом театр Буфф-Паризьен на улице Рю Монсиньи в Париже
Именно на сцене этого театра состоялись первые постановки знаменитых оперетт Оффенбаха, положившие начало жанру оперетты как таковому. Одна за другой Париж сотрясают премьеры «Свадьбы при фонарях» (1857), «Орфея в аду» (1858), «Ключа на мостовой» (1859), «Прекрасной Елены» (1864), «Синей Бороды» (1866), «Парижской жизни» (1866), «Великой герцогини Герольштейнской» (1867), «Робинзона Крузо» (1867), «Периколы» (1868), «Разбойников» (1869).
Слава о таланте Оффенбаха разлетается по всему миру, его маленький театр на Рю Монсиньи становится чуть ли не местом паломничества, а сам композитор получает прозвище «Моцарт Елисейских полей».
«Пошёл в Bouffes Parisiens. Истинно французское дело. Смешно. Комизм до того добродушный и без рефлексии, что ему всё позволительно», – писал в своём дневнике Лев Толстой.
«Если в сегодняшнем французском театре что‑нибудь имеет будущее, то это Оффенбах», – отзывался о посещении Буфф-Паризьен Уильям Теккерей.
Композиторам XIX века, конечно, было слегка обидно, что их «легкомысленный» коллега имеет успех, который им и не снился. Оффенбах же, в свою очередь, не оставлял надежд когда‑нибудь написать что-либо, на его взгляд, значимое, например, масштабную оперу.
Однако постановку своей оперы, о которой он мечтал всю жизнь, Оффенбах так и не увидел. Великий композитор скончался на 62 году жизни в Париже 5 октября 1880 года. А спустя четыре месяца в Вене состоялась премьера жемчужины его творчества – оперы «Сказки Гофмана», которую, пользуясь черновиками Оффенбаха, завершил композитор Эрнест Гиро.
Сцена из спектакля «Сказки Гофмана». Немецкая опера в Берлине, 2018 год. Режиссёр – Лоран Пелли
В наши дни лучшим интерпретатором произведений Оффенбаха считается выдающийся французский режиссёр Лоран Пелли. На ведущих мировых сценах им блестяще поставлены «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Перикола», «Герцогиня Герольштейнская», «Парижская жизнь», «Король-морковь», «Синяя борода» и, конечно же, «Сказки Гофмана».
Главные секреты неувядающего успеха произведений Оффенбаха – безудержное веселье, тонкий юмор и актуальная поныне едкая сатира на окружающее общество. Впрочем, в этом немалая заслуга великих либреттистов того времени Анри Мельяка, Людовика Галеви и Эктора Кремьё. Музыку же композитора отличают остроумие, жизнерадостность, невероятный мелодизм и изобретательность.
Ведь не просто так оперетты великого француза Яши Оффенбаха вот уже без малого двести лет с удовольствием ставят на сценах музыкальных театров всего мира, а его «Баркарола», «Канкан» и многие другие мелодии до сих пор являются шлягерами.
Оффенбах. Карикатура Андре Жилля, 1861 год
Фото: operawire.соm, diretodeparis.соm, deutscheoperberlin.de