Глупость под названием "Нострадамус"
Не счесть глупостей, совершаемых человеком. Но немногим из них можно присвоить звание тотальной Глупости, не знающей никаких преград и границ: ни географических, ни национальных, ни сословных, ни возрастных, ни образовательных, ни интеллектуальных. Но даже среди них выделяется Глупость под названием «Нострадамус».
По какой-то непостижимой игре истории этот образец невыносимо пошлой и глубоко второсортной литературы вот уже много веков служит для всех дураков мира знаменем и знамением того, что – что бы ни случилось в прошлом, происходит в настоящем и совершится в будущем – обо всем этом уже написано в мутных и невнятных текстах «Нострадамуса», точнее, в «Столетиях» Мишеля Нострадама, чье нелатинизированное имя звучит настолько обыденно, что убери окончание «-ус» и мир бы не заметил существования этого персонажа в истории.
В мировой литературе существует немало действительно гениальных предсказаний, о которых многие из нас и не подозревают. И это не какая-нибудь элитарная литература вроде антиутопий Джорджа Оруэлла или Евгения Замятина, а та, что мы знаем с раннего детства. Не верите? Тогда давайте возьмем и переберем книжки ваших детей или внуков. Вот, к примеру: Г.Х. Андерсен, «Сказки». Одна за другой идут сказки, с которыми свыкаешься до такой степени, что не всегда понимаешь всю их грустную гениальность. Но более всего поражаешься количеству шедевров. «Новое платье для короля», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Огниво», «Тень»… и вот, наконец, «Свинопас», ради которого мы и затеяли этот небольшой экскурс в детство.
Всем известный, прочитанный и зачитанный с его глупой принцессой, которая предпочла побрякушки живой розе и живому соловью: «Фи, папа! Она не искусственная, она настоящая… Надеюсь, птица не настоящая? – спросила принцесса». Но вспомните, что самой замечательной из этих побрякушек был горшочек, обладавший способностью… Но что я буду пересказывать гениального сказочника. Он сам уже все написал намного лучше и точнее. Перечтите знакомые с детства строки: «Ну вот, просидел он целый день за работой и к вечеру сделал чудесный маленький горшочек. Весь увешан бубенцами горшочек, и когда в нем что-нибудь варится, бубенцы вызванивают старинную песенку: «Ах мой милый Августин! / Все прошло, прошло, прошло!»
Но только самое занятное в горшочке то, что, если подержать над ним в два пальца ладонь, он позволял узнать, что у кого готовится в городе. «Весь вечер и весь следующий день стоял на огне горшочек, и в городе не осталось ни одной кухни, будь то дом камергера или сапожника, о которой бы принцесса не знала, что там стряпают. Фрейлины плясали от радости и хлопали в ладоши. «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Знаем, у кого каша и свиные котлеты!»
Да это же – интернет! Мы видим в тексте, написанном полтора столетия назад, поразительно точный образ того, чему от силы 10–15 лет. И страшная мысль приходит в голову. Неужели этот прозаический горшочек-интернет – плод величайшего события в физике двадцатого века, ознаменовавшего собой рождение квантовой механики? Плод той самой «драмы идей», когда Эйнштейн бросал в лицо Гейзенбергу полные страстного несогласия слова: «А в атоме, на ваш взгляд, никаких электронных орбит уже не оказывается! Это же, согласитесь, очевидная чушь. Нельзя ведь из-за простого уменьшения пространства, в котором движется электрон, отменять само понятие траектории». А Шредингер приходил в отчаяние: «Вы должны все-таки понять, Бор, что вся ваша идея квантовых скачков неизбежно ведет к бессмыслице… Словом, все это представление о квантовых скачках по необходимости оказывается просто чепухой… Если нельзя избавиться от этих проклятых квантовых скачков, то я жалею, что вообще связался с квантовой теорией».
Увы, так оно и есть. Благодаря как раз квантовой механике была построена зонная теория твердого тела, а затем изобретен транзистор, положивший почти шесть десятков лет назад начало победному и не прекращающемуся до сей поры шествию полупроводниковой электроники со всеми вытекающими интернетовскими последствиями. И гора интеллекта родила в прямом и фигуральном смысле мышь, в которой человек нашел наконец простой и универсальный в своем идиотизме способ удовлетворить самый сильный и опасный свой инстинкт – бежать от скуки жизни.
Поэтому движимое Демоном Скуки, рождающим Монстра Новизны, современное человечество с его компьютерами, интернетом, мобильниками и прочим «барахлом» научно-технического прогресса более всего похоже на глупую принцессу из гениальной андерсеновской сказки. И в истории о ней и принце-свинопасе поражает не техническая точность предсказания (хотя горшочек-интернет и два пальца, которые нужно подержать над ним, не могут не впечатлять как раз ею), а мудрость сказочника № 1 всех времен и народов мира в утверждении простой и неизменной, как звездное небо над нами, истины: «Все то же солнце ходит надо мной, но и оно не блещет новизной».
Дмитрий Харитонович Квон - доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.