«Фаворитка». Исторический фарс с лесбийской подоплекой, выдвинутый на 10 «Оскаров»
До нашего проката доехала на своей тряской карете «Фаворитка» – картина, гремевшая в прошлом году на фестивалях и грозящая еще погреметь на грядущем «Оскаре». Фильма архизанятная, хотя и морально, казалось бы, устаревшая: преданья старины глубокой, дворцовые интриги, война за испанское наследство – ну разве это может всерьез заинтересовать зрителя конца 2010-х? Ан может! Одна лесбийская любовная линия чего стоит – много вы исторического кино на такую тему видывали?
В начале XVIII века английская королева Анна Стюарт управляет страной ровно так, как скажет ее фаворитка-любовница леди Мальборо (Вайс). Таким макаром, вероятно, и «правила» б Анна до конца дней своих, кабы леди Мальборо однажды не сжалилась над своей бедной родственницей Эбигейл (Стоун) да не приютила ее во дворце.
С виду невинная и кроткая инженю, на деле Эбигейл оказывается той еще интриганкой – и сразу начинает проводить в жизнь свои далеко идущие планы. Сперва она исподволь сдружится с королевой, затем залезет к ней в постель – а потом уже начнет нашептывать повелительнице про прежнюю фаворитку, которая вот-вот станет отставной.
Здесь Эмма Стоун впервые за карьеру снялась топлес.
Греческий режиссер Йоргос Лантимос еще далеко не так известен, как датчанин фон Триер или австриец Ханеке, но вскоре наверняка станет столь же раскрученным в сегменте современного авторского кино. Ведь что ни картина у Йоргоса, то решительно незабываемая дичь (в хорошем смысле слова). После лантимосовских фильмов еще долго передергивает, а в память они при этом впечатываются на годы. Характеристика вполне лестная: сейчас уже забывается, что сверхзадача всякого потребителя искусства – испытать катарсис, а уж достижению этой цели ленты Лантимоса способствуют едва ли не сильнее, чем «Фауст» Гете.
В «Фаворитке», впрочем, подлинного шокинга почти что нет – но она от этого краше не менее прежних работ грека. Перед нами эдакое отдаленное переосмысление голливудской сверхклассики «Все о Еве» – драйвовой драмы об интригах на театральных подмостках, в 1951 году собравшей все главные «Оскары». Посмотрим, как киноакадемики встретят в 2019-м очередную киноповесть об Очень Нехорошей Женщине…
Успех «Фаворитки» в среде профессионалов отнюдь не противоречит потенциальному зрительскому успеху ленты. Это правда очень любопытное кино, хотя и многих могущее отпугнуть чрезмерной грязцой и мизантропией.