Бюрократическая порнография бурятской культуры
В Бурятии отныне два Союза кинематографистов Бурятии. Таким образом в республиканском министерстве культуры решают проблемы — но не проблемы местного кинематографа, а свои личные. Бабр рассказывает, как кино Бурятии попало в заложники к чиновникам и страдает из-за нескольких обиженных коррупционеров.
24 января республиканские СМИ распространили новость «Баир Дышенов стал председателем Союза кинематографистов Бурятии». Решение об этом было принято в головном, Российском профсоюзе. При этом судьба нынешнего председателя бурятского Союза, Артема Бурлова, умалчивалась.
Ясность пришлось вносить самому Бурлову. Он рассказал, что никуда не уходит, просто в Бурятии теперь два Союза кинематографистов и, соответственно, два председателя.
Организация, которую возглавил известный в Бурятии режиссер Дышенов — филиал российского Союза, который планировалось создать больше двух лет. Предполагалось, что уже существующий в республике Союз кинематографистов просто перейдет под крыло российской организации, но представители последней затягивали переговоры и не проявляли никакого интереса к своим бурятским коллегам.
В конце 2018 года московские киношники внезапно активизировались и буквально за месяц создали свое республиканское подразделение с нуля. Все организационные моменты, бумажная волокита и даже выборы председателя были завершены быстро и без какой-либо огласки, а общественность просто поставили перед фактом.
Теперь в Бурятии два Союза кинематографистов. Маразм? Да, но вполне объяснимый. Просто чиновники решили расчистить себе поляну.
В конце 2018 года отношения между Министерством культуры республики и председателем «старого» Союзом кинематографистов Артемом Бурловым достигли своей низшей точки. Камнем преткновения стал конкурс на получение бюджетной субсидии — чиновники выдали пять миллионов рублей своей бывшей сотруднице и хорошей подруге Эльвире Доржиевой. Бурлов придал инциденту огласку и обратился в УФАС по Бурятии. Антимонопольщики нашли ряд нарушений в действиях Минкульта.
Министр Соелма Дагаева, ее заместитель и фактический руководитель ведомства Николай Емонаков и раньше не ладили с Бурловым, но теперь он стал для них окончательно неудобным. По данным Бабра, чиновники попросили поддержку в федеральном Минкульте и получили ее. На коленке был создан новый Союз кинематографистов с лояльным руководителем.
По замыслу Дагаевой и Емонакова новая организация полностью заместит старую, непокорного Бурлова отрешат от Минкульта, а его организация перестанет функционировать. Исполнение этого плана, впрочем, как обычно вызывает смех сквозь слезы. По-другому у Минкульта Дагаевой-Емонакова просто не бывает — вспомнить хотя бы позорную историю с платной горкой на Площади Советов в Улан-Удэ.
Создание кучи одинаковых организаций приведет лишь к раздуванию бюрократии. Люди, ответственные за кино в Бурятии будут расколоты на два лагеря и очень быстро перестанут понимать, кто и за что отвечает. Наивно полагать, что Бурлов перестанет портить кровь чиновникам и их друзьям — он как директор студии «Азия Филмс» продолжит участвовать во всех киношных процессах и добиваться своей правоты.
Но вместо того, чтобы договориться с ним, «умаслить» и заставить молчать, тандем Дагаева-Емонаков окончательно с ним поругались. Теперь у него еще больше мотивации судиться с чиновниками и критиковать в СМИ. Он уже делал это в изданиях «Байкал Медиа Консалтинг» и «МК в Бурятии», «Газета № 1 в Бурятии», на «Эхо Москвы в Бурятии», в передаче Бато Багдаева на «Тивикоме» и так далее.
Наивно полагать, что его перестанут приглашать — Минкульт с легкой руки создал новый инфоповод, конфликт двух Союзов кинематографистов. Вспоминать об этом в любой дискуссии о бурятском кино. А уж чтение горячих дискуссий в соцсетях вообще можно теперь включать в обязанности сотрудников Минкульта.
Наконец, довольно глупо и цинично было втягивать в эту подковерную борьбу талантливого режиссера Баира Дышенова. Смешно, но он сам признает, что руководить Союзом кинематографистов он не хотел и общественная работа ему не близка. Теперь ему придется заниматься чиновничьей работой и склоками с конкурентами в ущерб своей основной деятельности — собственно, производству кино.
«Не особо люблю общественную деятельность. Были претенденты, которые хотели, чтобы их выбрали, гораздо больше, чем я. Но Пленум Союза кинематографистов России остановился на моей кандидатуре. Решение об этом приняли в конце декабря», — цитирует Дышенова издание «МК в Бурятии».
Председатели обоих Союзов оговариваются, что воевать друг с другом не хотят. Но выбора у них нет — обязанности и права членов каждой организации будут неизбежно сталкиваться и окончательно погрузят бурятский кинематограф в хаос. Благодарить за это стоит Соелму Дагаеву и Николая Емонакова.