Фея Рената Литвинова и волшебник Олег Табаков в мире злобных обывателей
10 лет назад был снят фильм «Мелодия для шарманки» – четырнадцатая работа всемирно известного режиссера Киры Муратовой, непростая, но очень хорошая картина, в которой абсурд неотделим от правды жизни.
В канун Рождества малолетние провинциалы Алена и Никита, у которых недавно умерла мать, сбегают в мегаполис – на поиски своих отцов. В большом городе умильных маленьких человечков ждет встреча со скопищем жадных, подлых, алчных и двуличных двуногих, которых изображает привычный для Муратовой импровизированный коллектив артистов полупрофессионального цирка-шапито…
Лишь добрая фея (Р. Литвинова) да сказочный волшебник-миллионер (О. Табаков) сладко улыбнутся разнесчастным ребятишкам, да и то – не более. В общем, перед нами еще один шедевр лучшего в мире режиссера-женщины, на сей раз прячущий знакомую виртуозно-издевательскую суть в обертке страшной рождественской сказки.
Будучи доподлинным просвещенным мизантропом, на склоне лет Муратова явно почувствовала конгениальную своим сюжетам почву в хладной атмосфере зимних праздников: ведь ни в какое другое время года одиночки и парии этого мира не чувствуют себя так погано. Так на смену изумительной черной комедии про Новый год «Два в одном» пришла желчная, мрачная, совсем уже гиньольная и душераздирающая драма про Рождество, названная «Мелодией для шарманки».
Муратова уже оттого гений, что прямо-таки бравирует подлинностью, присущей ее историям о самых фантастических чудаках и эксцентриках. Неслучайно она столь возлюбила Литвинову – красавицу с приветом, патентованную жеманницу и инопланетную гостью, несказанно преуспевшую в тиражировании персональной неестественности. Раз за разом Литвиновой у Муратовой доставались роли все более неземных существ – в «Мелодии» Рената появляется только в конце, но зато и в облачении самой настоящей феи.
Что именно представляет собой такой жанр, как «сказка по-муратовски», прекрасно живописует эпизод, когда неземная Рената-фея вынуждена продефилировать сквозь снующую по асфальту серую массу. «Корова, дура какая, лошадь слепая, вырядилась!» – несется вслед волшебной фее. Вот такая вот музыка. Такая, блин, вечная женственность.