Не Оруэлл. 33 года назад вышла лучшая экранная антиутопия всех времен
От главного фильма бесподобного Терри Гиллиама «Бразилия» по сей день пребывают в восторге не только орды киноманов планеты, но и вся киноиндустрия. Вышедшая в 1985-м «Бразилия» оказалась едва ли не последней картиной XX века, которая при высочайших художественных достоинствах сумела достичь еще и неслыханного коммерческого успеха.
Клерк Сэм живет в удушливом обществе будущего, которым, конечно, недоволен; вдобавок ему не дают покоя сны, в которых он – летающий рыцарь, поклоняющийся прекрасной даме. Сия дама встречается ему наяву, она оказывается участницей движения повстанцев – и вот уже по пятам Сэма идут служители страшного режима…
Терри Гиллиам – главный в мире автор киносказок для взрослых. В свое время он снял настолько замечательные фильмы, что видевшие их зрители по сей день ожидают от Гиллиама новых ослепительных и будоражащих чудес, которыми были просто переполнены его картины «Бразилия», «Двенадцать обезьян» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». И неважно, что первые две ленты из названных формально представляют собой мрачнейшие антиутопии, а третья так и вовсе – наркоманский трип. Эти фильмы сделаны так, что дураку будет ясно – если кому и надо было экранизировать «Алису в Стране чудес», так это восхитительному киноабсурдисту Гиллиаму. Теперь уж, конечно, поздно: Тим Бертон подсуетился и сделал свою препопсовую версию великой сказки Кэрролла.
«Бразилия» же – жесточайшая из великих сказок Гиллиама. Ее антихеппи-энд – один из самых удручающих в мировом кинематографе, но в то же время один из самых эффектных. Ближе к концу мы битую четверть часа с восторгом наблюдаем, как Сэм преловко спасается от богомерзкого доктора, пытавшегося вскрыть ему череп, а потом убегает еще и решительно ото всех полицаев да солдафонов, дабы воссоединиться наконец со своею возлюбленной!
Увы, все это оказывается лишь бредом несчастного – и все надежды на счастливый исход рушатся так резко, как только возможно: Сэма превратили в овощ и поместили в темную башню; его возлюбленная почти наверняка убита. Гиллиам с невероятным трудом отстоял у продюсеров возможность сделать именно такой финал – и уже поэтому сей режиссер навсегда остался гением, невзирая даже на то, что в дальнейшем он нигде не достиг заоблачного уровня «Бразилии».