«Уроки французского». 40 лет памятному фильму про неуставные отношения ученика и учительницы
Аутентичная и отличная экранизация рассказа Валентина Распутина о тяжелом послевоенном детстве, облегченном светлым деянием гуманной «француженки», в 78-м была поставлена для телеэкрана Евгением Ташковым. «Уроки» эти запомнились на десятилетия, помнятся поныне – и тронут еще многих и многих. А заодно и, как знать, может, кого-то чему-то и научат.
В 1948 году 11-летний Володя (Миша Егоров) из маленькой сибирской деревни после четвертого класса поехал учиться дальше в райцентр – и заодно со всякими науками, что в пятом классе проходят, научился регулярно зарабатывать себе рублик на молочишко посредством игры в «чику» с местной шпаной. Только шпана ему этих выигрышей не простила – и неизвестно даже, как бы Володька дальше там прожил, кабы не добрейшая учителка французского Лидия Михайловна (Татьяна Васильева), приохотившая мальца к игре в «пристенок» и тем спасшего его от голодухи.
В свое время телефильм «Уроки французского» оказался всамделишным откровением не только для самых маленьких зрителей, но и для иных совершеннолетних. Поелику настолько правдивые, реалистические, неприторные детские фильмы были редкостью даже в великом советском кино, зачастую предпочитающем сглаживать углы и вообще излишне благодушествовать.
Конечно, в плане «жести», как сказали бы нынешние школьники, «Урокам французского» было далековато до более позднего «Чучела», вызвавшего шок вообще у всех зрителей Страны Советов. Правда и то, что рассказ Распутина – в основе своей светлый, жизнеутверждающий (чего не скажешь о повести Владимира Железникова про затравленную девочку), хотя и его в принципе можно было экранизировать несколько более насупленно и бескомпромиссно.
Особую остроту и рассказу, и фильму придавала, разумеется, ключевая коллизия – морально двусмысленная, на ханжеский взгляд, но тем и пробирающая: учительница играет с учеником на деньги! Это как?! Это что?! Ужас-ужас, кошмар-кошмар – и «убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов», как говорили в мультфильме про Карлсона.
Никогда не доводящее до добра слишком тесное сближение учителя с учениками – расхожий мотив в подростковом кино тех лет («Ключ без права передачи», «Чужие письма»). Но нигде, пожалуй, он не прозвучал столь трогательно, как в «Уроках французского».