Профессионал-любитель. Киану Ривз как сибирский валенок
В русский прокат потехи для тиснули феерическую американскую хренотень под названием «Сибирь», ради пущего идиотизму переименовав ее в «Профессионала». Вынырнувший было (благодаря дилогии «Джон Уик») из болота трэша и дешевки К. Ривз, снявшись в данном опусе, нырнул обратно – только уже на самое дно. На сей раз подниматься будет вконец труднехонько.
Торгаш алмазами Лукас Хилл приезжает заключать очередную сделку в Питер к авторитету Борису Волкову, которому неймется прикупить якутских бриллиантов. Однако Лукаса подставляет его российский компаньон Петр – и на встрече с Волковым американец вынужден развести руками: сорри, но камешков нетути. Матерый Волков велит Хиллу катить в Якутию на поиски подлого Петра. В Якутии янки не находит канувшего делового партнера, но зато обретает половую партнершу в лице простой русской барменши Кати.
Как все помнят, в первом «Джоне Уике» К. Ривз полосовал по-черному русскую мафию – и, видно, так раздухарился, что уж не мог ответить отказом, когда ему предложили роль в «Сибири». Правда, по здешнему сценарию уже над его героем должна была измываться страшная Russian mafia – Ривз мог бы и побрезговать подобным положением вещей, но как истый западный интеллигент, ратующий за всеобщее равноправие, согласился-таки на роль. А что, справедливый дядька: сначала надавал нашим по щам – а теперь сам поехал на местные широты получать ответку. Мазохист не мазохист, но респекта заслуживает.
Одначе именно это и послужило приговором фильму. Авторы «Сибири» (ну или «Профессионала», если нашим прокатчикам так приятнее), не имея для подобного финта никаких предпосылок, замахнулись на нечто большее, чем очередной боевичок с Ривзом: они, видите ли, попытались снять психологический триллер. Притом что психологизма здесь – не многим больше, чем в сказке про курочку Рябу, а саспенса – примерно столько же, сколько в «Колобке».
Киану вновь играет единственную роль, на которую способен, – инертного «тормоза» с единственным выражением лица на все случаи жизни. Но если в «Матрице» или в «Уике» ривзовский персонаж регулярно перевоплощался в супергероя, то в «Профессионале» он остается «сибирским валенком» вплоть до финала. Да и в самом финале тоже, даром что там торгаш Лукас, кажется, первый раз за весь фильм берет в руки оружие.