Собака на сцене. Испанские страсти в Иркутском музыкальном
Иркутский Музыкальный театр им. Загурского всегда занимал в моей душе особое место; и премьеру музыкальной комедии «Собака на сене» я ждала едва ли не с большим воодушевлением, чем собственный день рождения. Причин тому было несколько: любимый режиссер, который балует нас своими постановками не так часто, как хотелось бы, «эстетический голод», не проходящий с момента закрытия предыдущего сезона (не в кино же ходить, в самом деле), да и просто желание увидеть новое прочтение старого сюжета.
Перед спектаклем, казалось, ничто не может испортить мне настроение. Увы, чудес не бывает. Ожидая в фойе театра подругу, я была неприятно удивлена тем, что многие стоящие в очереди в кассу, брали билеты на «Собаку» прямо в день премьеры. Факт, просто немыслимый еще года три назад. Бывало, репертуар только выложили, а первые ряды уже кем-то заняты. Неделя-другая – и даже о балконе остается только мечтать.
Очевидно, ряд сомнительного качества «мировых премьер» не прошел бесследно для репутации театра. К счастью, руководство делает все возможное для восстановления былого реноме. Как говорится, если что-то не работает, надо перезагрузить. А что может быть лучшей «перезагрузкой», чем постановка классического произведения в исполнении режиссера с традиционными ценностями?
Вернувшись домой после премьеры (оглушенная и ослепленная), я еще больше суток не могла выдавить из себя ни строчки. Нет, мне уже приходилось писать рецензии – но в этот раз все было иначе. Перефразируя классика, все удачные спектакли одинаково прекрасны, в то время как неудачные ужасны каждый по-своему. А этот спектакль, несомненно, удачен. И любых, даже самых восторженных эпитетов казалось мало, чтобы рассказать о своих впечатлениях. Думаю, впервые я до конца поняла, как это тяжело, когда «слова движения лишены, их смысл стерт, банален, одинаков».
Долгое время, наблюдая за творчеством Ирины Мякишевой, я тщетно пыталась подобрать наиболее емкую характеристику ее работы - и после просмотра «Собаки на сене» мне, наконец, удалось. Это спектакль, на который не стыдно привести маму.
Есть такое выражение – абсолютный музыкальный слух. Если по аналогии с ним вывести понятие слуха «абсолютного эстетического», то эталоном его, бесспорно, стала бы Ирина Джамаловна. Каждый ее спектакль в меру острый, кое-где откровенно балансирующий на грани, но, в то же время ни в одном из них не найти ни намека на пошлость и вульгарность (чем иногда грешат ее коллеги-режиссеры).
Постановки Мякишевой отличает безупречный вкус во всем, что касается внешнего оформления, и «Собака на сене» - не исключение. Пестрые свежие декорации, с первой же минуты переносящие в жаркое испанское лето. Классическая севильская асьенда, словно выписанная акварелью: яркая цветистая днем, при «ночном» освещении она каким-то чудом превращается в таинственный «подлунный дворец», готовый растаять в утренней дымке. И костюмы: великолепные ровно настолько, чтобы притягивать к себе внимание, но при этом не затмевать собой персонажа, который их носит.
Кроме того, неоспоримым преимуществом Ирины Джамаловны как режиссера является ее умение выстраивать мизансцены. Многие постановщики, как бы они не старались «оживить» происходящее, все равно приходят к тому, что солисты поют, балет танцует, хор подпевает (иногда тоже танцует). И вроде бы каждый при деле, единая картинка есть, но чего-то не хватает.
У Мякишевой же каждый, кто занят в спектакле, от ключевого персонажа до статиста на заднем плане, живет своей жизнью, не нарушая при этом общей гармонии. На ее премьерах никогда не знаешь, куда смотреть – глаза разбегаются! Поэтому приходишь снова и снова, желая разглядеть все в мельчайших деталях. Мы с подругой, например, в ближайшее время снова пойдем на «Собаку…», так как ухитрились пропустить половину ссоры графа с маркизом – настолько нас увлекла драка слуг, блестяще исполненная артистами хора Романом Винокуровым и Иваном Петрушковым.
И особенно подробно хотелось бы остановиться на выборе актеров. Тут, что называется, в десятку. Конечно, показатель субъективный: как любой живой человек я невольно симпатизирую одним артистам больше, чем другим. Однако в данном случае подобралась просто команда мечты.
Во-первых, сбылось мое давнее желание увидеть совместную работу Александры Гаращук и Светланы Щерботкиной. Две опытные (можно сказать, маститые) актрисы схожего возраста и амплуа, мирно «уживающиеся» на одной сцене – это показатель высочайшего уровня режиссуры. Планка, «перескочить» которую решится далеко не каждый.
Кроме того не могло не радовать участие Евгения Алешина, которого, без преувеличения, давно не было видно. Последний раз он появлялся в новом образе два года назад, в спектакле «Мери Поппинс, до свидания». Очень жаль – ведь он один из немногих, кому одинаково хорошо удаются как трагичные, так и комичные роли. И его маркиз Рикардо – ярчайшее тому подтверждение.
Что касается Тристана в исполнении Егора Кириленко, то мне даже не хватает слов, чтобы описать как глубину созданного им образа, так и реакцию зала. Очень трудно одновременно и подмечать нюансы, и рыдать от смеха.
Словом, «Собака на сене» - это тот редкий спектакль, где даже на второстепенных ролях задействованы настоящие профессионалы. Не секрет, что в Иркутском Музыкальном театре есть артисты, которые потрясают своим вокальным даром, но в плане актерской игры откровенно проигрывают своим коллегам. А между тем, большинству зрителей плевать на пресловутое количество октав: они приходят в театр за эмоциями, которые в «Собаке на сене» бьют через край. И полный зал, в едином порыве восторженно аплодирующий стоя – лучшее доказательство того, что премьера удалась.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!