Красный шериф Богатырев против белого подонка Михалкова
44 года назад был снят фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» – ярчайший дебют талантливейшего (тогда) Никиты Михалкова. Сей 29-летний пострел до того здорово перенес американский вестерн на советскую почву, что даже авторы «Белого солнца пустыни» запросто могли лопнуть от черной зависти. Но «Свой среди чужих» бесконечно ценен еще и как первая глава того замечательного раздела в истории советского искусства, который именуется «кинематографом раннего Михалкова».
Гражданская война уже завершилась, но околобелогвардейская нечисть продолжает свирепствовать в отдаленных уголках России. Так, орудующая на юге страны банда, возглавляемая есаулом Брыловым (Михалков), ухитряется умыкнуть из-под носа большевиков полмиллиона рублей золотом. Кое-какие улики заставляют чекистов решить, что Брылова приманил «свой», а именно – убежденный ленинец Егор Шилов (Богатырев).
Оказавшись у чужих, Шилов берет в плен ротмистра Лемке (Кайдановский), могущего указать на чекиста-предателя. Тем временем бравый Брылов, оказавшийся той еще дешевкой, сбегает от подельников со всем златом. Шилов, не расставаясь с плененным Лемке, следует за ним, ибо родной партии нужно вернуть золото, благородному ротмистру – свободу (в виде достойной гибели), а самому себе – сущий пустяк: честное имя. Мол, Шилов Егор Петрович, истинный чекист, в порочащих его связях с буржуйской вражиной замечен не был…
«Свой среди чужих» – это почти что второе «Белое солнце пустыни», только без хохм. Хохмам в исполнении товарища Сухова пришли здесь на замену амбиции товарища Михалкова-младшего, который уже тогда глядел доподлинным господином. Чего стоит первая же роль Никиты Сергеевича, написанная им для самого себя: есаул Брылов в стетсоне и стильном плаще, невозмутимо жующий яблоко на путях у стремительно мчащегося поезда, – это, конечно же, вопиющий пример авторского самолюбования.
Но раннему Михалкову легко можно простить даже это. Тем более что представить себе кого-то другого в козырной роли бандюги Брылова попросту немыслимо. Еще немыслимее вообразить себе позднесоветский кинематограф без Юрия Богатырева, Александра Кайдановского, Александра Калягина, а ведь именно в этой картине данные артисты сыграли свои первые заметные роли.