Беги, Хабенский, беги!
В прокат вышел фильм «Собибор» на «вечно актуальную» для мирового кино тему холокоста. И не знаешь, чему тут прежде дивиться: тысяча первой ли попытке высказаться на столь заезженную тему или же тому, что очередной актеришка возомнил себя режиссером. Возомнившим в данном случае оказался Константин Хабенский – премерзкий для одних и премилый для других. В соответствии с отношением к личности лицедея, надо полагать, разделятся и зрительские мнения о его режиссерском дебюте. Ибо данное кино как таковое трудно воспринимать отдельно от Хабенского – для подобного подхода «Собибор» слишком уж «никакой» фильм.
В сентябре 1943 года в немецкий концлагерь Собибор, что в Польше, прибывают из Минска военнопленные советские евреи. Выделяется среди них лейтенант Александр Печерский (Константин Хабенский), которому почти сразу удается возглавить группу подпольных бунтовщиков из числа узников. Масштабный бунт совершится уже в октябре – и станет одним из успешнейших в истории.
Новый тренд в российском кино: известные актеры массово лезут в режиссеры и снимают собственные фильмы (а на главные роли, конечно, берут самих себя). Не успел выйти в свет «Тренер» Козловского, как настал день премьеры «Собибора» Хабенского. Просто соцсоревнование какое-то, как в советские времена, когда суперзвездные петрушки типа С. Бондарчука или Е. Матвеева тоже без конца порывались снимать Великое Кино О Чем-Нибудь Великом. Военную тему обожали оба.
Хвала небесам, что в нынешние вконец безвкусные времена хоть недоросль Козловский не рискнул дебютировать в военном жанре. Рискнул, однако, рефлексирующий полуинтеллигент Хабенский, что ненамного лучше. Фильмы обоих режиссеров вообще выглядят автопортретами. Нарцисс Козловский лепит из себя героя – скромный с виду Хабенский действует наоборот: героического Печерского невольно превращает в забитого задохлика.
В общем, новоявленные режиссеры себе не изменили. Когда в фильме снимается хоть на что-то способный в актерском отношении Хабенский, такой фильм заведомо предпочтительнее картины с участием откровенно бездарного и предельно жлобского Козловского. Когда оба актера в унисон заняли режиссерское кресло, ситуация осталась той же. Из двух зол выбирают меньшее – уж лучше тягомотная драма про концлагерь, чем фальшивая финтифлюшка про футбол.