Когда мертвые стали кусаться… 50 лет первому и главному зомби-фильму
Полвека назад выдающимся американским хоррормейкером Джорджем А. Ромеро была снята сверхкультовая впоследствии «Ночь живых мертвецов». Именно Ромеро является человеком, который единолично создал образ зомби в том виде, в каком мы знаем его сегодня. С 68-го подобных фильмов было снято в буквальном смысле немереное количество, но только «Ночь живых мертвецов» – истинно образцовая зомби-картина, не оглядываться на которую по сей день не смеет ни одно из ежегодно поступающих обновлений данного субжанра.
Брат и сестра приехали на кладбище навестить могилу матери. Брат принялся не к месту кривляться, изображая ожившего покойника, – сестра вяло пыталась его одернуть. Но тут с пародией самым бесчеловечным образом расправился оригинал – всамделишный оживший покойник напал на парня и заставил его сестрицу бежать без оглядки до ближайшего дома.
В доме уже был некий негр, начинающий баррикадироваться от тех, кто сейчас в массовом порядке вылезает из кладбищенской земли. А в подвале этого же дома скрывались его владельцы – мать и дочка во главе с нервным папашей. Зомби, натурально, повадятся штурмовать некстати расположившийся особняк – негр, естественно, станет отвечать на эти действа похвальным проявлением чудес самосохранения и находчивости. Остальные живые будут ему в этом скорее мешать, отвлекаясь на алармиствующий телевизор и досужие склоки.
В момент своего появления «Ночь живых мертвецов» выглядела стандартным микробюджетным трэшаком безвестного постановщика с непрофессиональными актерами. Да и сегодня это черно-белое полулюбительское ретро может показаться сугубо вторичным, второстепенным и даже глупым. Даром что чуть ли не среди всех фильмов ужасов как раз эту картину чаще всего хвалят за убедительное жизнеподобие ее главных героев – тех, кто изначально жив, понятное дело, а не тех, кто воскрес из мертвых.
Стало быть, подлинно конгениальный данному фильму период в истории кино безвозвратно упущен. И «Ночь живых мертвецов» посему является – редчайший случай – такой «первой серией», которую лучше оставить на потом, когда в мозаике просмотренных вами ромеровских зомби-фильмов будет недоставать лишь одного элемента, самого верхнего, важного и исторически значимого.