Меняющие виртуальность. Новый фильм Спилберга покоряет мир
В прокате – «Первому игроку приготовиться», подростковый блокбастер Стивена Спилберга про масштабную видеоигру в мрачном будущем. Картина гораздо круче и всяческих «Голодных игр» с «Дивергентами», и презренных киношек от «Марвела» и DC, но это все равно не то чтобы «старый добрый Спилберг». Старый – да, добротный – не шибко.
Жил да был компьютерный гений Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс), который в один прекрасный день запузырил глобальную виртуальную реальность под названием OASIS, где можно принимать какое угодно обличие и нарушать физические законы. К 2045 году люди из этого «Оазиса» фактически не вылезают, между тем как в реальной жизни почти все и почти у всех очень плохо. Таким образом, утопия и антиутопия реализовались одновременно.
В 2045-м Холлидея уже нет в живых, но его имя по-прежнему у всех на устах. Старый фантазер спрятал где-то в «Оазисе» так называемую «пасхалку» – кто ее отыщет, получит холлидейскую долю в компании (а это в преподносимых обстоятельствах равносильно тому, чтобы стать президентом всей планеты). Поскольку кино сымает Спилберг, ясно-понятно, что наибольшие шансы унаследовать империю окажутся у одного нелепого подростка (Тай Шеридан), которого до поры никто не будет воспринимать всерьез.
Есть реальные пацаны, а есть виртуальные. И вторые круче, как искони считал Спилберг, сам всю жизнь не вылезающий из собственного инфантильного мирка. Другой вопрос, что Стивен преуспел на этом поприще, но многим ли его собратьям-гикам выпала такая же участь? Новый спилберговский фильм «Первому игроку приготовиться» пропагандирует, однако, именно эту порочную стратегию: погрузись с головой в «виртуал» – и будет тебе счастье.
Новые малолетние герои Спилберга – супергерои в «Оазисе», но унылые лузеры в реальной жизни. Очкарик Стивен в детстве наверняка тоже принадлежал к сей породе, потому он им так и сочувствует. Вот бы кому «Оно» по Кингу снимать – уж здесь-то Спилберг явно в теме, как мало кто еще из видных голливудцев.
К слову, в «Первом игроке» присутствует продолжительная сцена, касающаяся другого романа Кинга – «Сияние». В поисках очередного ключа главные герои попадают прямо внутрь шедевра Стэнли Кубрика, снятого по названной книге. Получился блистательный, но все-таки бездушный аттракцион, ибо Спилберг – не Кубрик. Даже и рядом не.