Фильм «Движение вверх»: пять богатырей, мяч-кладенец и жуткое чудо-юдо по имени «совок»
В прокате с большущим успехом идет картина «Движение вверх» – завиральная сага о героических советских баскетболистах, состряпанная на основе до боли памятных событий. В роли божественного тренера Гаранжина (Кондрашина) – суперстар Машков, в продюсерах – суперстарый Михалков. Предыдущие продюсерские хиты последнего – «Легенда № 17» и «Экипаж» – победно посрамлены кассовыми достижениями «Движения», которое, на минуточку, уже признано самым доходным постсоветским фильмом.
Начало 1970-х. В советской баскетбольной сборной появляется новый тренер Владимир Гаранжин (Вл. Машков). Он с ходу и во всеуслышание объявляет, что на грядущих олимпийских играх-1972 наши «мяченосцы» планируют сделать как котят не кого-нибудь, а самих штатовцев – признанных чемпионов этого спорта.
Проиграть американцам после подобной заявы, да еще и в год 50-летия СССР было б, конечно, немыслимым позором. Вот и ополчаются на Гаранжина партийно-спортивные холуи всех мастей и расцветок. Но в дураках, понятно, последние и окажутся – и это ни разу не спойлер, ибо все мы знаем и помним, чем закончился баскетбол-72 в Мюнхене для нас, а чем – для американцев. А кто не помнит, не знает и знать не желает (типа тех же америкосов), тот это кино едва ли когда-либо и увидит. И почти ничего, честно говоря, не потеряет.
Наше кино жирует: один самый-кассовый-российский-фильм-в-постсовковой-истории сменяется другим, а Голливуд глядит на это дело исподлобья да знай локти кусает. Особливо ему обидно, что все эти рашенские неохиты под ширпотребную голливудщину и подделываются, даже и не всегда умеючи.
«Движение вверх», в частности, в качестве режиссера сварганил А. Мегердичев, до этого одаривший нас не менее проголливудскими безделицами – «Боем с тенью-2» плюс первым и пока последним «Метро». Под руководством Михалкова Мегердичев стал несколько более собранным – иные эпизодцы «Движения» (в первую очередь чисто спортивные) заслуживают честной уважухи.
Но за иные сцены «из советской жизни» Мегердичев и его сценарюги заслуживают не менее честного «банана». За мимоходные фразочки персонажей навроде «У нас полстраны доносы пишут» (это в 72 году-то?). За то, что все эти персонажи – тайные, а то и явные антисоветчики. За сплошное сгущение красок и истеричный антиисторизм. Спасибо, уважаемые граждане на букву «М», но такой баскетбол нам не нужен.