Кино-2017: Джеймсик Бондик и Чудо-женщинка из открытого космоса
В прокате – «Валериан и город тысячи планет», дорогущее, но провальнейшее спейс-фэнтези мелкотравчатого французского гигантомана Люка Бессона.
В XXVIII веке огроменной междупланетной космической станции «Альфа», на которой собрались представители мильонов видов и рас, угрожает масштабная радиационная опасность. Спасти «Альфу» от ее превращения в космический «Чернобыль» должны наилучшие, как уверяют нас авторы, шпионы во Вселенной – майор Валериан (Дейн ДеХаан) и сержант Лорелин (Кара Делевинь). Первый вроде влюблен во вторую – и этого не скрывает. Вторая, кажись, отвечает первому взаимностью, но виду не подает. И скажем сразу, что даже за этими скучно-приглушенными шашнями следить будет интереснее, чем за очередным принужденным спасением всего сущего. Да и живописание причудливого мира будущего с миллионом деталей, которые зрителю ежесекундно будут совать под нос, утомит не по-детски уже после нескольких первых сцен.
Обстановка мира будущего местами завлекательна. Но сценарий не цепляет ни единым боком.
Первые десять минут «Валериана» смотрятся преловким паразитированием на незабываемой стилистике «Пятого элемента» – лучшей (после «Леона») ленты Люка Бессона. Но основная часть всех последующих минут – это уже вальяжное хождение по территории «Звездных войн». Все это будет сопровождаться регулярными шуточками – читатель ждет уж сравнения с «Автостопом по Галактике», но нет: аккурат тут вступает в силу категория «много чести». Ближе к финалу «Валериан» почти превратится в очередную серию «Стражей Галактики» – вот такое уподобление еще куда ни шло.
Так что же, полубессовестный Бессон снял прожженный винегрет из фантастических хитов последних двадцати лет? Да нет, все гораздо хуже. Люк сварганил экранизацию комиксов, некогда вдохновивших его на постановку пресловутого «Пятого элемента». И если из той затеи 1997 года получилось даже и отличное кино, то из этой – сугубо вторичное, вымученное, постылое варево. По крайней мере в редкой среди именно режиссерских работ Бессона было столько скукотищи, сколько здесь.
Основную часть повествования Бессон, как это ему свойственно, балансирует на грани между безвкусицей и инфантилизмом.
Исходные комиксы из серии «Валериан и Лорелин» за авторством сочинителя Пьера Кристина и художника Жан-Клода Мезьера чрезвычайно известны во Франции еще с шестидесятых годов. Бессон вроде как с малолетства обожал листать эти рисованные историйки – и чуть ли не с первых шагов карьеры мечтал перенести их на пленку. Даже удивительно, что этот певец гипертрофированных страстей, неземных красавиц и гламурных злодеев до сих пор снял лишь одну-единственную картину по мотивам хоть какого-то комикса. Да и та (речь идет о «Необычайных приключениях Адель») получилась малоудачной.
Однако ж «Валериан» удачен еще в меньшей степени. По просмотре можно свидетельствовать, что Люк к сегодняшнему дню по-настоящему не утратил только один из своих талантов – нюх на талантливых и очаровательных барышень. Таковой талант, впрочем, типичен для любого из заметных галльских режиссеров, но у Бессона означенное чутье завсегда достигало каких-то прямо завышенных показателей. Вспомните: и Анна Парийо, и Натали Портман, и Милла Йовович – всем этим разно- и своеобразным дивам мирового экрана путевку в насыщенную творческую жизнь вручил именно он, дамский угодник и любимец Люк. А уж как Бессон преподнес Скарлетт Йоханссон (и до него, конечно, общеизвестную) в экшен-феерии «Люси», оказавшейся чуть не самой удачной работой подуставшей американской артистки!..
Конечно, картина «Люси» была в тыщу раз круче «Валериана».
Вот и в «Валериане» – та же петрушка: тотальное воспевание бровастой британки Кары Делевинь удалось Бессону лучше всего. Сержант Лорелин – едва ли не тридесятая за фильмографию режиссера доминантная героиня, на фоне коей все прочие герои (что протагонисты, что антагонисты) невольно теряются. А уж заглавный персонаж «Валериана» потерялся бы рядом с любой мало-мальски эффектной дамочкой – до того во всех смыслах неказист посредственный американский актер ДеХаан, непонятно из какого расчета ангажированный сюда Люком. Впрочем, с юношами, в отличие от девушек, в мировом кино нынче повсеместные траблы. Бессон к тому же доселе не снимал в ведущих ролях столь зеленых парубков – вот сразу и просчитался самым сокрушительным образом.
«Валериан и город тысячи планет» (Valerian and the City of a Thousand Planets) (12+). Режиссер: Люк Бессон. Франция, 2017