Кино-2017: Стивен Кинг одобрил – читатели рвут и мечут
В прокате – «Темная башня», провальная экранизация неподъемного фэнтези, смастаченного «королем ужасов».
11-летнего пацанчика Джейка из Нью-Йорка даже его лучший школьный друг считает полным психом. Еженощно этот Джейк видит во сне параллельную реальность – так называемый Срединный мир, в котором чернокожий одиночка Стрелок (Идрис Элба) неустанно преследует страшного колдуна Человека в черном (Мэттью МакКонахи), да все никак его не настигнет. А Человек в черном тем временем вот-вот взорвет к чертям Темную башню – оплот мировой гармонии. При таком раскладе все сущее навек покроется мраком, и править вселенский бал станет сплошная мерзотная нечисть. Так что если Стрелок не поспешит, беды не миновать не только его Срединному миру, но и нашему (здесь его именуют Ключевым миром).
Джейк, понятно, очень скоро попадет в Срединный мир, встретится там со Стрелком – и вызовет огромный интерес Человека в черном. Дело в том, что юный сновидец, оказывается, сам великий колдун и телепат. С помощью такого мощного существа любую Башню разрушить – раз плюнуть. Вот Человек в черном и затеивает охоту на Джейка. А Стрелок продолжает охоту на Человека в черном. А Джейк с щенячьим восторгом носится по Срединному миру, упиваясь своею телепатией. Ну и так далее. То есть тоска, братцы, разумеется, смертная-пресмертная.
Несмотря на столь раскрученную литературную основу, фильм про Башню ничуть не лучше какого-нибудь «Последнего охотника на ведьм».
Множество людей читывало Стивена Дональдовича Кинга – одного из самых популярных писателей нашей с вами современности. Немало людей покушалось и на кинговское восьмикнижие «Темная башня», сочинявшееся автором на протяжении трех десятилетий. И весомое количество таких покушавшихся даже умудрялись добить сию неслыханную литературную махину до конца.
Однако фильм «Темная башня» явно предназначен не для них – не для читавших исходника. Все последние в один голос и не первый год кричали, что опус магнум Кинга невозможно экранизировать в принципе. Раздавались, правда, робкие голоса насчет того, что если бы, мол, все восемь книг подряд экранизировал Питер Джексон (смог ведь он угодить толкиенутым своей трилогией «Властелин колец»), то тогда бы еще была надежда на положительный результат.
Лично нам же и эта перспектива кажется маловероятной. И Джексон – уже не тот (вспомним «Хоббита», которого лучше бы не вспоминать), и Кинг – не Толкиен, и восемь фильмов – так-таки не три… И, главное, режиссеров, которые сдюжили б хотя бы сносно реализовать этот гипотетический 8-серийный киноколосс, в нынешнем Голливуде попросту нет. Пяток-другой великих постановщиков там имеется (еще с прошлого века), но до Кинга никто из них ни в жизнь не снизойдет. И правильно, между нами говоря, сделает.
Лучшая сцена фильма – бегство Джейка от нелюдей – будет почти в начале. После этого действие вконец скиснет.
Однако то, что получилось из «Башни» у малоизвестного режиссера-датчанина Николая Арселя, – это, кажется, худший вариант из всех возможных. Поклонники исходного чтива прегромко застонали от данного микса из нескольких книг цикла, в котором они не разглядели ничего, кроме произвольной чепухи по очень отдаленным мотивам Кинга. А для тех, кто ничего про Башню не читал, в фильме таки слишком много невнятицы да непонятно куда ведущих намеков, кивков и экивоков.
Сам Кинг об экранизации отозвался лестно: мол, по букве это не мой роман, но по духу – он самый. Впрочем, Стивену еще в прошлом веке нравилась любая дрянь, снятая по его опусам, тогда как по поводу единственного подлинного шедевра на основе его сюжета (речь, разумеется, о «Сиянии» Кубрика) писатель, кажись, до сих пор кривится.
«Темная башня» – очередной американский блокбастерный провал этого года после «Меча короля Артура» и «Мумии».
А меж тем именно данную «Темную башню» автору стоило бы возненавидеть уже после первой сцены. В ней, видите ли, нам сразу выкладывают всю интригу, которая с этой самой Башней связана, абсолютно все про нее разжевывают, что прямо противоречит сути оригинала. Это как если бы землемер К. в первой же главе Кафкиного романа попал в вожделенный Замок. Впрочем, за Кафку всегда брались люди уровня Орсона Уэллса, Балабанова и Ханеке. А за Кинга – один Кубрик и тыщи арселей. По Сеньке и шапка.
«Темная башня» (The Dark Tower) (16+). Режиссер: Николай Арсель. США, 2017