Кино-2017: Для каких обезьянофилов это снимается?
В прокате – «Планета обезьян: Война», заключительная часть самоновейшей трилогии, продолжающей франшизу, стартовавшую аж в 1968 году.
В прошлой серии («Планета обезьян: Революция», 2014) наши бывшие меньшие братья-приматы поумнели настолько, что им хватило соображаловки связать вместе слова «революция» и «электрификация». То бишь людишек будущего, покусившихся на захват электростанции, приматишки рассматривали как интервентов-буржуинов. Впервые за франшизу противостояние «человеческой обезьяны» (так ученые-эволюционисты официально называют нас с вами, если вы не в курсе) и «нечеловеческой обезьяны» приобрело характер не межвидового и даже не межрасового, а самого настоящего межклассового конфликта.
После тех революционных событий прошло несколько лет – и «наши» (я про сапиенсов, если что), по-прежнему кучкующиеся в окрестностях бывшего Сан-Франциско, наконец-то стали одолевать макак – и даже учредили для них концлагеря. А предводителю мартышек Цезарю (Энди Серкис) жестокие человеки насолили так, что у того в первый раз за осмысленную жизнь не выдержали нервы.
Картина с подзаголовком «Война» – вторая «Планета», снятая Мэттом Ривзом, и третья в трилогии – не добавляет ничего нового к предыдущей, той, которую в нашем прокате перекрестили в «Революцию планеты обезьян».
И вот оседлал Цезарь своего верного коня Борисфена – и поскакал на нем аккурат в человеческий тыл, охваченный простым обезьяньим желанием: отмстить одному неразумному изуверу, так называемому Полковнику (Вуди Харрельсон). Полковник же, как выяснилось, нарочно все это подстроил, дабы Цезаря к себе заманить и тотчас его пленить, тем самым лишив павианье племя ихнего мозгового центра. А ведь такой, казалось, мудрец был этот Цезарь – однако ж и он в конце концов задешево купился, пропал и всех подвел: по-глупому, по-заячьи, по-обезьяньи. Так что, как говорил Табаков в михалковской «Неоконченной пьесе»: «Чумазый играть не может!». Или, как допустимо сказать в нашем случае: скорее уж воровка станет прачкой, нежели обезьяна – человеком.
Как и помянутая предыдущая серия, снятая тем же режиссером Ривзом, эта новейшая «Планета» очень потрафила бы собственно обезьянам, если б они ходили в кино. Людям же на таком сеансе делать, по большому счету, нечего. Можно, конечно, зайти в зал с целью поразиться, насколько правдоподобно стало выглядеть «очеловеченное» компьютером зверье. Но не поражаться же этому факту два часа с лишком! Ведь нам, гомо сапиенсам, все-таки хочется посмотреть в кино и на себе подобных, а им тут уделена поистине оскорбительная доля внимания.
Обезьяны на лошадях и с карабинами наперевес уже никого не должны удивить. Все эти натянутые занятности мы проходили три года назад, глядючи «Революцию».
Если в прошлой серии среди основных персонажей наличествовало хотя бы двое представителей людского лагеря (пусть они были суперсерыми, зато еще и сверхположительными), то в этой части остался один-единственный чел, не считая никчемных статистов, – пресловутый Полковник. Да и тот гад из гадов: вот уж воистину – если такой будет за колхозы, то мы будем против. Не говоря уже о концлагерях, пусть и обезьяньих. Животные ведь тоже люди. То есть нет, конечно… не так… но вы, в общем, поняли.
А уж с какой симпатией на фоне этого удручающего военно-тюремного фильма можно вспомнить о «Восстании планеты обезьян» 2011 года, в котором даже была женщина, причем не простая, а индийская и раскрасивая: Фрида Пинто. Плюс там же имелся уместно ироничный Джеймс Франко.
Даром подлинной человеческой речи по-прежнему обладает только Цезарь – почти все его собратья до сих пор, бедняжки, базарят лишь на языке жестов.
Вообще-то сия франшиза изначально славилась своей неоднозначностью (и чуть ли не в первую очередь за счет этого обладала какой-то ценностью). Раньше зрителю «Планеты» ни в коем разе не навязывали, что он непременно должен принять сторону обезьян. Не то теперь. Теперь, если ты с нами (в смысле – с фильмовыми персонажами-людьми), то что ты, черт возьми, за человек после такого? Как можно примыкать (хотя бы и в качестве сочувствующего наблюдателя) к этому тупому стаду поголовных моральных уродов, пусть даже принадлежащих к твоему собственному виду? Нормальный человек и человечный зритель данной «Войны» не может не болеть сердцем и душою за величественно-благородных шимпанзе. Альтернатива одна – не лицезреть это кино вовсе.
«Планета обезьян: Война» (War for Planet of the Apes) (16+). Режиссер: Мэтт Ривз. США, 2017