Кино-2017: Это какой-то Пипец, а не Человек-паук!
В прокате – «Человек-паук: Возвращение домой», третий в этом веке перезапуск франшизы про Спайдермена. В данной версии последний удивительно походит на паршивца Пипца из другого марвеловского фильма.
Пятнадцатилетний оболтус Питер Паркер (Том Холланд) лишь совсем недавно стал Человеком-пауком, но уже успел против кого-то там посражаться бок о бок со Мстителями (см. дурную прошлогоднюю картину «Первый мститель: Противостояние»). Нынче за Пауком присматривает сам Железный человек (Роберт Дауни-младший). Периодически он появляется перед Питером (то реально, то виртуально) и много чего обещает: учись, дескать, хорошо, и со временем станешь подлинным Мстителем, почти таким же, как я, великий и ужасный Жел-чел.
Но Паркеру, понятно, неймется поупражняться со своей суперсилой. И вот он находит для этого мишень – скромного преступника по прозвищу Стервятник (Майкл Китон). Между прочим, Стервятника с его мелким – и тогда еще вполне законным – бизнесом в свое время нагло «кинул» все тот же Железный человек, в миру – миллионер Тони Старк. Но Паркер на правах подростка во все это не вникает, а тупо объявляет Стервятнику войну и идет его «мочить». А Старк, что самое интересное, супротив этого не возражает: чует, стало быть, кошка, чье мясо сшамала.
На примере экранной судьбы Спайдермена в текущем веке с необычайной яркостью прослеживается заметный уже почти всем процесс деградации «фабрики грез».
Как только ни перезапускали бедного «Человека-паука» за полсотни лет существования этого комикса! Последний перезапуск, случившийся пяток годков назад, многим показался окончательно бессмысленным. Не успели продюсеры завернуть гиперуспешного «Паука» с Тоби Магуайром, как взялись снимать всю историю сначала. Только уже с никудышным артистом Гарфилдом.
Но целевую аудиторию Гарфилд не возмутил, да и сама мошенническая идея клепать блокбастеры на один тот и сюжет большинству не показалась такой уж вопиющей. В каком-то смысле создатели «Нового Человека-паука» оказались даже честнее многих своих коллег – они не переделали Джеймса Бонда в Джейсона Борна и не воспользовались чужим расхожим сюжетом. Они попросту нанизали на сюжетную нитку принадлежащей им истории свежих актеров.
«Зритель тянется к знакомому» – это правило свято для всех нынешних толстосумов, готовых раскошелиться на запуск новой киношки. Не вышло заполучить в четвертую часть «старого» «Человека-паука» Тоби Магуайра и Кирстен Данст? Не беда, сварганим «Нового Паука» – без звезд как-нибудь уж обойдемся, зато сюжет оставим тот же. Так пишется позорная история современного Голливуда.
Злодей в «Возвращении домой» – зачетный. Но абсолютно за все остальное картина заслуживает сплошных «неудов».
Три года назад вышел сиквел перезапущенного «Спайдермена», а теперь, значит, – все по новой. С новым актером (ужасный 20-летний англичашка Холланд), новым режиссером (неизвестный и вполне безликий, как «Марвелу» и требуется, Джон Уоттс) и слегка обновленной всем известной историйкой.
Впрочем, имеются в самоновейшем «Паукочеле» и некоторые существенные инновации, пускай даже все они со знаком минус. Особливо подташнивает от показушной толерантности, с которой тут уж такой перебор, что представителям нацменьшинств впору обижаться на эдакую беспардонную нарочитость. Вообразите, нынешний Питер Паркер влюблен в одноклассницу-негритоску, дружит с жирным азиатом, а противостоит ему нахальный индус (кстати, в исполнении Тони Револори, запомнившегося по «Отелю “Гранд Будапешт”» Уэса Андерсона).
На жалком фоне Тома Холланда можно с сожалением вспомнить даже об Эндрю Гарфилде.
Почти во всех остальных отношениях «Возвращение домой» – типичнейший марвеловский кинокомикс. С прокрустовым ложем зашкаливающей продолжительности: сюжет для мультипликационной короткометражки традиционно размазывается на два с лишним часа. С головокружительными экшен-сценами, но с абсолютно беспомощными «лирическими» и «юмористическими» перебивками. С протагонистом, не вызывающим симпатии, но зато с не очень одноклеточным злодеем, за которого можно и «поболеть» (без особого, впрочем, энтузиазма, ибо откуда таковому взяться при просмотре комикса?).
И, конечно, с пренеприятной моралькой. В данном случае она вот какая: если ты мелкий стервятник, не смей рыпаться, когда тебя задирает юный кореш крутого богатея!
«Человек-паук: Возвращение домой» (Spider-Man: Homecoming) (16+). Режиссер: Джон Уоттс. США, 2017