«Рупор» сделал своё дело. Концерт Гергиева назвали позором Франции
Выступление Национального оркестра Франции под руководством Валерия Гергиева на Марсовом поле в День взятия Бастилии вызвало широкий резонанс в Пятой Республике.
Одно из главных обвинений в адрес организаторов концерта – то, что приглашённый маэстро отдал свой талант на служение Кремлю, практически став «глашатаем его внешней политики».
«Он поставил свою репутацию и известность на службу режиму, который в благодарность окружил его славой и деньгами», – написала обозреватель Le Nouvel Observateur Венсан Жовер.
С последним утверждением спорить крайне затруднительно. Напомним, что генеральный директор Мариинского театра является абсолютным рекордсменом по уровню своей жизни среди деятелей культуры России за всю её историю.
По официальной информации Министерства культуры, среднемесячная зарплата руководителя Мариинки составляет 12,8 миллиона рублей. Его совокупный доход за 2016 год составил 154,4 миллиона рублей. В собственности Гергиева также числятся несколько автомобилей, три земельных участка, шесть квартир и дом площадью 4,5 тысячи квадратных метров.
Раздражение французов вполне объяснимо. «Друг Путина» и «рупор Кремля» вдруг приезжает, чтобы возглавить Национальный оркестр на главном празднике страны, который французы считают символом своей демократии. Если вспомнить концерты Гергиева в Цхинвале и Пальмире, то его выступление в Париже вполне можно расценить как метку Кремлём очередной завоёванной территории.
«Он играл для войск Асада, играл для российских войск в оккупированной Южной Осетии. Теперь будет выступать на нашем национальном празднике. Позор», – негодует журналист Рафаэль Глюксманн.
Добавил масла в огонь и тот факт, что на национальном празднике Франции звучала русская музыка. Да, были Берлиоз, Бизе и Гуно, но основу концерта составили произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича.
Кроме Le Nouvel Observateur, своё возмущение выразили такие популярные издания, как Le Point, Huffington Post, France Musique и портал вещательной компании RTL.
Пожалуй, во всей Франции нашлось всего два человека, которых не раздражало присутствие на праздновании дирижёра из России – на удивление быстро подружившийся с Путиным президент страны Эммануэль Макрон и президент вещательной компании Radio France Матьё Галлет.
«Он один из величайших дирижёров мира, и его выступление на вечернем концерте в день нашего национального праздника – это большая честь. Я не буду комментировать его политические взгляды: в этот вечер важна только музыка. Огромное количество людей придут послушать классическую музыку специально из-за его выступления»,– попытался успокоить общественность Галлет.
Сам маэстро Гергиев в интервью RT попытался оправдаться и заверить всех, что абсолютно далёк от политики, чем вызвал лишь снисходительные усмешки:
«Я даже не хотел заводить речь о какой-либо пропаганде. Сейчас очень неподходящее время для таких разговоров. Я ведь очень далёк от всего этого, бесконечно далёк».
Матьё Галлет, вставший на защиту нашего дирижёра, в чём-то, конечно, прав. Музыка действительно должна быть вне политики. Очень печально, когда от искусства начинает пахнуть политическими интригами. Но что поделать, если для Валерия Абисаловича благополучие, в том числе и финансовое, гораздо важнее репутации и мирового признания.
То, что Гергиев, скорее всего, останется в истории мировой музыки не как выдающийся дирижёр, а как очень благополучно проживший свою жизнь рупор Кремля – это его собственный выбор.
Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости