Кино-2017: Как изрешетить друг друга за полтора часа
В прокате – «Перестрелка», отличный черноюморной боевичок с кучей звезд среднего звена и морем пролитой ими крови. Этакая вариация «Бешеных псов» с упором не на диалоги, а на обмен выстрелами.
1978 год, Бостон. По-своему благородные ребята из Ирландской национальной освободительной армии задумали прикупить у местного криминалитета грузовик винтовок. Стороны встречаются на каком-то складе и деловито потирают руки. Но с самого начала все идет не так: и винтовки не те, и представители криминалитета ведут себя чересчур вызывающе. Впрочем, очень спокойный и даже сравнительно интеллигентный агент ИНОА Крис (Киллиан Мерфи) готов закрыть на все это глаза, дабы поскорей завершить жизненно важную для его дела негоцию.
Почти заключенную сделку внезапно срывают два придурка, которые еще вчера где-то вместе бухали, а сегодня оказались по разные стороны баррикад – и вознамерились продолжить свои пьяные разборки. Начинается мордобой, который плавно переходит в пальбу – и вот уже все попрятались по укрытиям. Единственную женщину (Бри Ларсон), затесавшуюся в ряды отмороженных пацанов, – и ту не хотят отпускать: боятся, что позовет подмогу для «своих».
На складе, однако, имеется действующий телефон, только подступиться к нему ничуть не легче, чем слинять наружу. А тут еще к воротам подъехали какие-то «левые» снайпера – и давай хреначить по засевшим за ящиками людишкам. В общем, если к финальным титрам хоть кто-то окажется жив, этому даже можно будет удивиться.
Примерно двадцатиминутное введение здесь даже занятнее самой часовой перестрелки.
«Перестрелку» снял англичанин Бен Уитли, в прошлом году выдавший довольно утомительный сатирический фарс «Высотка». Впрочем, созвездие звезд, которых в той «Высотке» Уитли удалось собрать, притянуло к фильму и его создателю широкое внимание. Удивительно, но на «Перестрелке», следующей работе британца, все розданные ему авансы сказались исключительно плодотворно. Обычно бывает наоборот: человек «звездится» и принимается работать левой ногой. Слишком рано принимаются любить себя в искусстве, вопреки всем заветам Станиславского.
С Уитли не тот случай: Бен предпочел работать над собой и над былыми ошибками. Кой-какие недочеты возможно разглядеть и в «Перестрелке», но это уже ни в чем не ученическая работа. Самое главное: режиссер растет там, где другие если и не покатились бы вниз, то скорей всего предпочли б остановиться на достигнутом.
Картина козыряет и отличной семидесятнической музычкой, в том числе матерым хитом «Run Through the Jungle» американских рокеров Creedence Clearwater Revival.
Когда режиссер начинает работать со звездами и даже выказывает умение выжимать из последних что-то неожиданное (этот момент – чуть ли не лучшее, что было в «Высотке»), такого режиссера, как правило, стремглав ангажируют ставить блокбастер (и хорошо еще если не комикс, а экшен хоть с каким-то подобием человеческого лица). И от подобных предложений не отказывается почти никто, кроме гениев и бессребреников. К первым Бена Уитли, безусловно, не отнесешь. Может быть, не отнесешь и ко вторым. Но в таком случае с «Перестрелкой» британцу несказанно повезло.
Здесь снова плеяда всемирно известных актеров, однако фильм снят по собственному сценарию режиссера (а не по роману писателя Балларда, как «Высотка»). И сценарий «Перестрелки» не отнесешь к потенциально-хорошо-продаваемым-историям. Кто же «пробил» реализацию такого фильма? Правильный ответ шикарен и очень многих зрителей способен воодушевить сам по себе: кто-кто, Мартин свет-Скорсезе!
За кого переживать, зрителю прямо не указывают: здесь все хороши. Ну или плохи – это уж как посмотреть. Впрочем, по итогам никого не жалко, прямо как в каком-нибудь паршивом «Бумере».
Едва ли не величайший (наряду, конечно, с Вуди Алленом) из ныне работающих американских режиссеров, Скорсезе словно увидел в Уитли какое-то подобие былого себя. Во всяком случае в семидесятых (когда и происходит действие «Перестрелки») съемок примерно такой картины вполне можно было ожидать от молодого Марти. Со «Злыми улицами» (не говоря о «Таксисте») ее не сравнишь, но, например, с «Бертой по прозвищу “Товарный вагон”» – легко.
Впрочем, все равно тут куда больше условного Тарантино, чем условного Скорсезе. И если уж ругать автора, то именно за то, за что бранят всех тарантиновских эпигонов. Они замахиваются на «Бешеных псов», а получаются в лучшем случае «Карты, деньги, два ствола». У Уитли, однако, именно «лучший случай». Гай Ричи уже не одинок.
«Перестрелка» (Free Fire) (18+). Режиссер: Бен Уитли. Франция, Великобритания, 2016