Кино-2017: Кристен Стюарт эсэмэсится с призраком. Не шибко страшно, но очень стильно
В прокате – «Персональный покупатель», иронический хоррор зачетного режиссера Оливье Ассайяса с привидениями, преследованиями, убийствами и 26-летней экс-звездой «Сумерек» в лучшей своей роли.
Молчаливая американская барышня Морин (Кристен Стюарт) живет в Париже и работает на некую светскую львицу персональным покупателем. То бишь осуществляет за эту сверхзанятую особу шопинг в дорогих бутиках. Выбор шмоток и брюликов отнимает не шибко много времени, так что у Морин есть возможность посвящать свой досуг тому, что ей действительно интересно – спиритизму.
У Морин был брат-близнец Льюис, который совсем недавно умер, причем здесь же, в Париже. Сей Льюис слыл чрезвычайно одаренным медиумом и пообещал сестрице послать весточку с того света, если именно ему выпадет первому отбросить коньки. Что ж, пропащий «Иванушка» уже месяц как в могиле – а оставленная им «Аленушка» живет как на иголках, прислушиваясь к каждому шороху. И тут Морин начинают приходить на телефон загадочные сообщения. Кто бы мог подумать, что в загробном мире тоже предпочитают СМС!
В фильме того же Ассайяса «Зильс-Мария» Стюарт играла схожую роль – персонального ассистента французской звезды.
Отменный французский режиссер Ассайяс снимает очень разные, но всегда завораживающие фильмы – неважно, сугубо артхаусные ли триллеры с эстетской чудинкой, какие он ставил на рубеже веков, или же реалистические драмы во вкусе высокого мейнстрима, каковыми Оливье увлекся в последние годы.
«Персональный покупатель» для Ассайяса – возвращение к корням. Хотя здесь снимается та же Кристен Стюарт (и, на первый взгляд, в той же самой роли), что и в предыдущем фильме Оливье «Зильс-Мария», «Покупатель» куда больше напоминает ранние ассайясовские фильмы-ребусы с аперитивным привкусом готики-эротики – незабываемые головоломки «Ирма Веп» и «Демон-любовник», а также несколько более позднее дарк-порно («порно» в кавычках, разумеется) «Выход на посадку».
В «Покупателе» совокуплений нет вовсе – ни раскавыченных, ни закавыченных. В одной, впрочем, сцене мисс Стюарт внезапно принимается мастурбировать; очень сексуально, но режиссер нас не побаловал: десять секунд стонов и характерных телодвижений – и все, затемнение, фильм, дескать, не об этом.
Призрачно все в жизни этой барышни. Даже тривиальные телефонные послания с неведомых номеров.
Нельзя не отметить еще и того, что Кристен здесь аж дважды, на радость всем своим поклонникам и поклонницам, оказывается в кадре в одних только трусиках, без малейшего кокетства являя миру свою прелестную фигурку студентки-первокурсницы. Но и это не назовешь эксплуатацией: нет кокетства – нет и секса (точнее, эротических коннотаций). Какая еще современная экранная красотка сумела б оголиться столь же целомудренно, как Стюарт, – вот любопытный вопрос.
Словом, «Персональный покупатель» ценен уже тем, что способен за сто минут навсегда – и кардинально – переменить мнение зрителя-скептика об актерских (и чисто женских, если угодно) качествах Кристен Стюарт. Даже у Вуди Аллена она не сумела раскрыться так, как у Ассайяса. После этого же фильма можно с умилением и восхищением констатировать, что гадкий утенок наконец обернулся Царевной Лебедью.
Смотреть именно в этой картине на Кристен Стюарт не менее интересно, чем на Натали Портман в недавней «Джеки».
Окажись «Покупатель» ничем другим, как только ревизионистским бенефисом Стюарт, картина уже тянула б на достижение. Но ведь это еще и картина Ассайяса – одного из самых многомерных режиссеров XXI века, визионера, ироника, экс-кинокритика и пожизненного киномана. Оттого сквозь его «Покупателя» просвечивают грандиозные экранные тени прошлого – хорроров Хичкока, квестов Де Пальмы, даже великого «Фотоувеличения» Антониони.
Последнее наименование может насторожить, хотя подготовленного зрителя должно скорее обрадовать. Да, «Персональный покупатель» построен как квазидетектив: перманентно интригующий, но в конечном счете непостижимый (по крайней мере не вполне постижимый). В этом, однако, и прелесть, и самый смак, на вкус тех, для кого термин «артхаус» – не пустой звук и не ругательство. Ассайяс завсегда классно имитировал стилистику «низких» жанров, облекая их в издевательскую оболочку, – и в «Персональном покупателе», пожалуй, даже достиг новых высот в этом смысле.
«Персональный покупатель» (Personal Shopper) (16+). Режиссер: Оливье Ассайяс. Франция, Германия, 2016