Кино-2017: Они рыли наудачу и гибли за металл. На основе реальных событий
В прокате – «Золото», недурственная хроника подзабытой сенсации с последовательным воспеванием и последующим разоблачением американской мечты.
На излете 1980-х владелец небольшой горнодобывающей компании Кенни Уэллс (Мэттью МакКонахи), будучи в шаге от банкротства, предпринимает отчаянный шаг – вкладывает все до последнего цента в экспедицию на остров Борнео. А дело только в том, что внутренний голос нашептал Уэллсу: там – золото. Никаких других оснований до поездки в Индонезию у Кенни нет, но феноменальная убежденность старателя в своей правоте заставляет присоединиться к нему другого нищенствующего коллегу-геолога – Майкла Акосту (Эдгар Рамирес).
Компаньоны отправляются на остров, начинают копать и – о чудо! – обнаруживают золотую жилу. И притом настолько богатую этим самым аурумом, что ее тут же признают крупнейшим месторождением за весь двадцатый век. Жизнь Уэллса и Акосты, двух неудачников, на которых все давно махнули рукой, преображается в один миг – теперь влиятельнейшие золотопромышленники мира готовы ползать перед ними на коленях. Удастся ль друзьям достойно выдержать испытание златыми трубами?
МакКонахи набрал изрядное количество лишних кило специально для этой роли. Да и его партнерша Брайс Даллас Говард, судя по всему, тоже.
Сей фильм основан на подлинной истории канадской добывающей компании Bre-X Minerals. В самом конце прошлого века компания оказалась впутана в грандиозный скандал, но вряд ли кто сегодня вспомнит об этой сенсации без обращения к источникам. А ежели вы планируете посмотреть фильм «Золото», то и не обращайтесь: не лишайте себя удовольствия чистосердечно увлечься этим геологически-экономическим детективом, на фоне коего досужие фантазии какого-нибудь Дэна Брауна покажутся фигней и фарсом. Что нам россказни о невозможных приключениях и открытиях занудных профессоров, когда в разы более сногсшибательными сюжетами полным-полна настоящая реальность!
«Золото» – еще одна дьявольски занятная лента, которую возможно поместить на гипотетической полке с тематически расфасованными DVD-дисками аккурат между недавними «Волком с Уолл-стрит» и «Парнями со стволами». Шедевральному «Волку» просто хорошее «Золото», разумеется, заметно уступает, но середняцких «Парней» столь же зримо превосходит.
На всем протяжении фильма главный герой буквально не расстается с бутылкой и сигаретой. По нынешним временам это уже можно назвать смелостью, достойной едва ли не аплодисментов.
Точно так же соотносятся друг с другом и режиссеры всех упомянутых фильмов. «Золото» – третья нетелевизионная постановка Стивена Гейана, одиннадцать годков назад снявшего повсеместно перехваленный (а на деле вполне заурядный и заунывный) политический триллер «Сириана». Упоминать такого автора в одном контексте со Скорсезе даже как-то кощунственно, но Гейан по крайней мере не успел и чем-нибудь испортить свою репутацию (как навек замарался съемками отстойных «Мальчишников» режиссер тех же «Стволовых парней» Филлипс).
Кощунственным было бы и сравнение «Золота» с «Нефтью», великим фильмом выдающегося Андерсона – того, который Пол Томас. А вот с «Далласским клубом покупателей» картина Гейана уже вполне сопоставима. Хотя формально «Клуб» и «Золото» вроде бы роднит лишь одно – исполнитель главной роли. Но и то и се – в первую голову бенефис МакКонахи, без которого оба фильма, чего греха таить, непоправимо бы потускнели.
Показать мужскую дружбу, в которую можно поверить, гораздо сложнее, чем убедительную разнополую любовь. МакКонахи с Рамиресом это удалось.
То есть само по себе это «Золото» – и не самой высокой, выходит, пробы. Историйка в основе – супер, актеры – класс (мачоватый Рамирес и рыжая чертовка Брайс Даллас Говард умудряются не оставаться в тени фонтанирующего экспрессией МакКонахи). А вот все остальное как-то… Впрочем, это уже форменные придирки. Кино интересное, да еще и актеры мощные, – чего же боле? По нынешним временам за одно такое сочетание создателей надобно на руках носить.
Хотя люди из «Оскара» данное «Золото» проигнорировали полностью – ни в единой номинации оно не профигурировало. Иного, видимо, грешно было ждать от членов из Киноакадемии. Когда МакКонахи играет электрика со СПИДом – это вау, а когда золотоискателя, то он уже словно бы и не МакКонахи им, а так, гладкое место.
«Золото» (Gold) (18+). Режиссер: Стивен Гейан. США, 2016