Кино-2017: Полет за «Оскаром» на голубую луну
В прокате – «Лунный свет», лучший фильм прошлого года по версии Американской киноакадемии. Главный его герой – негр-гомосексуалист, но это не так уж архиважно.
В Майами конца прошлого века растет, терпит со всех сторон унижения и в конце концов вроде бы мужает замкнутый чернокожий Широн – сперва забитый ребенок, имеющий несчастье проживать с матерью-наркоманкой (Наоми Харрис); затем – изгой-подросток, мучительно обнаруживающий в себе гомосексуальные склонности; наконец – крутой наркодилер-одиночка, практически лишенный человеческих, а не деловых контактов с окружающими.
Отца Широну в свое время заменил другой крутой наркодилер – выходец из Кубы Хуан (Махершала Али), кстати, снабжавший крэком упомянутую мамашу юного гея. Был у Широна и друг – классный парень-бисексуал Кевин. Однако пути двух потенциальных возлюбленных по некоторым причинам разошлись еще в школьные годы. Но раз однажды в дорогой квартире незаконно преуспевшего Широна раздается телефонный звонок, а на проводе – радость-то какая! – душка Кевин, который настойчиво предлагает встретиться…
Из восьми «Оскаров», на которые «Лунный свет» претендовал, фильм получил три – за лучшие фильм, адаптированный сценарий и актера второго плана.
Про гипотетический фильм, идеально заточенный под «Оскар» (типа чтоб там одновременно было про черных, геев, нищих, больных и еще каких-нибудь ущербных), столько лет шутили, что наконец дошутились. Нашелся именно такой «идеальный» фильм с «идеальным» героем – негром-педерастом-аутистом. Выходцем из трущоб! Выросшим без отца! С матерью-наркоманкой! Все школьные годы битого и третируемого одноклассниками! Севшего в тюрьму практически ни за что – и вышедшего из нее закоренелым преступником!.. Просто супер – никто не забыт и ничто не забыто. «Оскаришка» у нас в кармашке, – вполне могли с удовлетворением заключить авторы еще до завершения съемок.
Голливуд десятилетиями отучал человечество от мысли, что быть чернокожим некрасиво. За геев фабрика грез, однако, всерьез взялась лишь в самое последнее время. И сколько-нибудь прогремевшего фильма про черного гея так-таки еще не было. Дивиться во всей этой истории следует не тому, что «Лунный свет» столь истово подняли на щит, а как раз тому, что подобной картины пришлось ждать так долго. И теперича можно вздохнуть с облегчением: дабы не прослыть повторюшками, афро- и просто американские режиссеры долго еще не возьмутся прославлять (ну не наоборот же!) черное гейство.
Недавний европейский ЛГБТ-лауреат престижных премий – «Жизнь Адель» – был, конечно, в разы симпатичнее «Лунного света». И не только потому, что лесбиянки приятнее геев.
При этом так совпало, что в данном случае и режиссера (афроамериканца Барри Дженкинса) особо не упрекнешь в конъюнктуре, и киноакадемикам не то чтобы попеняешь в духе: «Нашли на что польститься, ироды!». Разумеется, на «Оскаре» подобное происходит почти ежегодно – достаточно вспомнить действительно суперотталкивающую картину «Сокровище», которая несколько лет назад тоже претендовала на все главные статуэтки. Вот там и впрямь – никаких художественных достоинств, а только нагромождение тегов, на которые так падки толерантствующие члены Киноакадемии: жизнь в гетто; черные; жирные; насилие в семье; синдром Дауна; СПИД…
«Лунному свету» никак не откажешь в художественности – и даже придираться к его тематике довольно бессмысленно. Уж это вам не «Горбатая гора» – вот где педерастия педалировалась прямо-таки с непристойным нажимом. В фильме Дженкинса гомосексуальность главного героя, право же, второстепенный мотив как для сюжета, так и для общей концепции. То же и с «чернотой» того же героя: в картине, абсолютно все персонажи которой – негры, несколько затруднительно выискивать расовую проблематику.
«Лунный свет» не вызывает в зрителе чувство отвращения к гомофобии (как, например, пробуждал ненависть к рабству «Джанго освобожденный»). Впрочем, перед авторами «Мунлайта» и не стояло такой задачи.
Словом, «Лунный свет» – всего лишь типичный «серьезный» фильм на троечку: главного «Оскара» иные работы и не получают. Назначение «Света» «кином года» на его родине – ничтожный повод для того, чтоб бесноваться и кричать: американцы окончательно сбрендили!.. А то, что полюбившийся многим «Ла-Ла Ленд» проиграл, так оно и хорошо – значит, это не одноразовый опус, в отличие от «Мунлайта».
«Лунный свет» (Moonlight) (18+). Режиссер: Барри Дженкинс. США, 2016