Кино-2017: Комедия про киносъемки – пока что лучший русский фильм этого года
В прокате – «Огни большой деревни», вполне зачетная трэш-комедия с Дмитрием Дюжевым, играющим самого себя. То есть, как следует из фильма, вечно пьяного дебошира со звездной болезнью в самой омерзительной ее степени.
Городишко Вышний Волочек, наши деньки. Коррумпированный мэр собирается закрыть местный кинотеатр «Родина» в угоду подельнику-бизнесмену. Киномеханик означенного заведения Федя (Кирилл Фролов) вместе с друзьями – недавним дембелем Степой (Максим Емельянов) и прелестной отроковицей Женей (Анастасия Мытражик) – решают устроить какую-нибудь громкую премьеру и тем спасти «Родину». Но откудова юнцам без денег и связей раздобыть фильм, на который гарантированно повалит народ?
Тогда решено снимать блокбастер собственными силами. К компании двадцатилетних энтузиастов присоединяется почтенный представитель местной богемы (Василий Кортуков), согласившийся выступить кинооператором. По его же совету друзья пытаются ангажировать в свое любительское кино полноценную звезду. Выбор падает на Козловского, но до него не дозвониться. И тут съемочной группе невероятно везет – из поезда, притормозившего у вокзала их городка, высаживают за дебоширство вусмерть пьяного Дмитрия Дюжева (Дмитрий Дюжев).
Поскольку зазнавшийся Дюжев добровольно не желает сниматься у кинолюбителей, тем приходится оглушить и связать его. Мотивация резонная: даже в таком виде эта медийная рожа должна привлечь публику. А что у звезды, как таковой и положено, оказался премерзкий характер, так оно и к лучшему – не жалко будет дубасить этого детину. Ведь наши одухотворенные герои «сымают» боевик – и, разумеется, безо всяких каскадеров.
Василий Кортуков (в центре), известный по небольшой роли в дебильной дилогии «Горько!», в «Огнях» просто расцвел и даже стал вызывать некоторые ассоциации с великими братьями Борисовыми – Олегом и Львом.
В то время как реакционные мракобесы устраивают обструкцию Алексею Учителю за то, что он посмел снять похабное кино про никчемного царишку Николашку Второго, 25-летний алексей-учительский сын Илья дебютирует в режиссуре потешным трэшем, который в смысле смотрибельности влегкую уделывает все натужные опусы батюшки.
Ей-богу, если вам почему-либо неймется посмотреть свежую российскую киношку, всем невменяемым «Викингам» и ничтожным «Притяжениям» определенно стоит предпочесть данную ленту Ильи Учителя. Она по крайней мере снята с азартом, то есть с тем самым чувством, которое давным-давно утрачено нашенскими «учителями» старших и средних поколений.
Очаровательная дивчина Настя Мытражик – наверняка будущая звезда. Она весьма напоминает Татьяну Друбич образца сорокалетней эдак давности, а это о чем-нибудь да говорит.
Сюжет фильма, как водится, отсылает сразу к нескольким зарубежным образцам. Тут можно вспомнить картину «Клевый парень», где седовласый клоун Стив Мартин в компании с аппетитной блонди Хизер Грэм украдкой снимал для своего фильма суперзвездного Эдди Мерфи. А можно – относительно недавнюю «Перемотку», где парочка прекраснодушных придурков варганила микробюджетные версии общеизвестных блокбастеров.
Но все эти мотивчики, представьте себе, обыгрываются Учителем-младшим в традициях советского кино. О перекличках с великими – Гайдаем или Рязановым – речь, конечно, не идет. Однако «Огни большой деревни» немногим уступают памятным мосфильмовским трэш-комедиям типа какого-нибудь «Неисправимого лгуна».
Плюс ко всему это действительно смешно (пускай и едва ли хоть в чем-то остроумно). Впервые черт знает за какое время я громко смеялся в кинотеатре – ибо здешние кондиции чистосердечного инфантилизма и незамутненного идиотизма порой просто зашкаливали.
Оба главных героя – Федя и Степа – отличные комики. Не меньше их веселит эпизодический военком в исполнении еще одного неизвестного лицедея. Но и раскрученный Дюжев вполне комичен.
Несмотря на это (или, наоборот, именно за счет этого), «Огни большой деревни» по-хорошему трогательны. Это достигается и осознанной старомодностью повествования, и искренней синефилией авторов. Само название отсылает к шедевру Чаплина, а по ходу действия в картине дважды возникают кадры из «Я шагаю по Москве» и звучит соответствующая волшебная музыка Андрея Петрова. Цитаты из «Отчаянного» и «Мачете» ничуть с этим не диссонируют; в конце концов Родригес – почти такой же хороший и достойный цитирования режиссер, как Данелия.
«Огни большой деревни» (12+). Режиссер: Илья Учитель. Россия, 2016