Киноархив-1973: Нажраться досыта – и умереть
44 года назад вышел фильм «Большая жратва» – знаменитый шокирующий фарс главного итальянского режиссера-эпатажника Марко Феррери.
Это провокационное произведение с мощнейшими звездными актерами есть один из самых мерзких фильмов в истории кино. Среди комедий – уж точно. Смеяться тут в общем не над чем (в основном будете кривиться), но и сопереживать не самым симпатичным персонажам, самовольно вовлекшимся в поистине кретинскую ситуацию, вряд ли получится.
Четыре приятеля – летчик Марчелло (Марчелло Мастроянни), хореограф Мишель (Мишель Пикколи), повар Уго (Уго Тоньяцци) и судья Филипп (Филипп Нуаре) – устали от жизни и решили коллективно покончить с собой. Способом столь же оригинальным, сколь тошнотворным, – объесться до смерти. Чуть позже решено совместить чревоугодие с прелюбодеянием: уединившись в загородном доме с проститутками, герои приступают к своей смертоносно-свинской оргии.
После этого фильма немудрено уверовать в то, что чревоугодие – главный из смертных грехов
Когда-то Италия считалась едва ли не ведущей кинодержавой – и то, что эта репутация была заслуженной, подтверждала уже хотя бы неслыханная смелость лучших авзонских режиссеров. С помощью завидной раскрепощенности и скандалезности итальянцы столь рьяно развивали киноязык, что за ними положительно невозможно было угнаться.
И первейшим средь них высокохудожественным провокатором являлся дикий и ужасный Марко Феррери, лучшие и чернейшие гиньольные комедии которого безжалостно погружали фраппированного зрителя в чудовищную преисподнюю повального гниения, распада и абсурда.
В картине «Диллинджер мертв» Мишель Пикколи, не проронив ни единого звука, на протяжении полутора часов шлялся по своей буржуазной квартире с револьвером наперевес, чтобы в финале разрядить его в спящую жену. В «Последней женщине» Жерар Депардье почти так же шатался по жилищу, но уже в голом виде (и на пару с не менее обнаженной Орнеллой Мути, что несколько примиряло зрителя с этим шатанием), а в финале сам себя кастрировал. Четыре героя «Большой жратвы»… ну вы уже поняли – весь фильм жадно хавают, шамают и уминают все подряд, дабы ужраться в буквальном смысле до смерти. И им это удается.
С одной стороны, «Большая жратва» – безыскусное издевательство: главной развратницей, например, здесь оказывается не проститутка, а учительница начальных классов. Львиная часть картины состоит из неприятных крупных и средних планов: мировые актерские величины не едят даже, не застольничают, а именно жрут, заталкивают в себя килограммы снеди. В визуальном отношении особой продуманностью фильм не блещет.
«Известный всем Марчелло» сыграл едва ли не в половине всех многочисленных фильмов своего скандального друга Феррери
С другой же стороны, «Жратва» – идеологический демарш, вызов обществу потребления, и антибуржуазный смысл ленты проработан как раз на славу. Данное произведение заставляет серьезно пересмотреть принятую систему ценностей: самые непристойные половые излишества в сравнении с безудержным поеданием, потреблением выглядят невинной забавой. Это не смешно и не страшно, но так оно, наверное, и есть. Посыл у картины, разумеется, гадкий, но в еще большей степени – философичный, умный.
Так что фильм, конечно, не комедия (несмотря на всегдашние уверения его дистрибьюторов). Трагикомическо-сатирический гротеск – вот так, пожалуй, верней всего. Жанр, как даже и самые лучшие его представители, на поверку оказывается унылым, но для ценителей кино режиссер Феррери безусловно входит в обязательную программу.
С другой стороны, у тех, кто разделяет философию Феррери или хотя бы готов к ней прислушаться, есть шанс увидеть в «Большой жратве» мощные и значительные смысловые глубины. Вот что, например, писал об этой картине французский критик Жак Лурселль: «Несмотря на то что фильм развивается очень медленно и на всем своем протяжении патологически безысходен, он представляет собой краткую и фантастически ускоренную историю эволюции современного общества (и образа жизни человека в обществе), где изобилие благ становится кратчайшим путем к смерти». Вот вам и повод призадуматься.
«Большая жратва» (La grande bouffe). Режиссер: Марко Феррери. Франция, Италия, 1973