7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы – один из древнейших и величайших христианских праздников.
Согласно Евангелию от Луки, Деве Марии, ведущей девственную жизнь в доме старца Иосифа Обручника, явился архангел Гавриил с вестью о ее грядущем зачатии и рождении Сына Божия: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Услышав это, Мария смутилась и спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», а Гавриил обещал ей чудесное зачатие: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». В подтверждение архангел упомянул праведную Елисавету, зачавшую Иоанна Крестителя: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария ответила смиренным согласием: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что именно в этот момент и произошло непорочное зачатие Иисуса Христа.
В христианской традиции Благовещение воспринимается как начало спасения рода человеческого, а послушание Марии, ее полное приятие воли Господа противопоставляется непослушанию Евы. Марию стали называть «новой Евой», начавшей для человечества «возвратный путь к утраченной жизни в единении с Богом». Многие богословы считали слова Гавриила – «Радуйся, Благодатная» - первой «благой» вестью для человечества со времен грехопадения; недаром Иоанн Златоуст в своих трудах называл Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников».
Праздник Благовещения приурочивается к 25 марта по юлианскому календарю (т.е. к 7 апреля – по григорианскому, именно в этот день его празднует Русская Православная Церковь). Эта дата ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря – Рождества Христова. Кроме того, многие церковные авторы называют 25 марта днем сотворения человека. Так, например, в VI в. архиепископ Анастасий Антиохийский писал: «Сотворение человека было в 25-й день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить Ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». Западные авторы III века упоминают 25 марта как день распятия Иисуса Христа (в более поздних источниках это уже день Воскресения Христова); на основании этих сочинений дату Благовещения и Пасхи со временем стали отождествлять, называя этот день «Кириопасхой» (т.е. Господственной, настоящей Пасхой; в настоящее время так обозначают изредка случающееся совпадение праздников Пасхи и Благовещения).
В славянской народной традиции Благовещение также сопоставляли с Пасхой, а порой ставили даже выше Светлого Христова Воскресенья: «Благовещенье – самый большой у Бога праздник». По карпатской легенде, однажды в Кириопасху священники не отслужили благовещенскую службу, перейдя сразу к пасхальной; тогда утром солнце отказалось подниматься на небо, покуда не начали благовещенскую службу. Поселяне уверяли, что Благовещение отмечают все на небе, на земле и даже в подземном мире; в этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучают, давая им отдых. Накануне Благовещения и Пасхи будто бы открывается небо, и крестьяне вечером под праздник выходили на улицу, чтобы увидеть это диво и «выпросить себе от Бога славу» (счастье, богатство). Поутру ходили встречать рассвет и поглядеть, как солнце, радуясь «благой вести», переливается-«играет» своими лучами.
По народному убеждению, животные тоже чествуют великий праздник, а особенно радостно встречают его птицы, так как они ближе всех к Богу. На Благовещение принято было «птицам волю давать» - выпускать их на свободу, чтобы они «пели во славу Божию» и «вымолили у Бога весну». Ритуал этот совершался по большей части в городах: например, в Москве вплоть до XIX в. устраивали против Охотного ряда специальные птичьи торги, где люди покупали птиц и выпускали их на волю; и народу нередко собиралось столько, что толпа расходилась лишь поздно вечером. В Симбирском Поволжье дети выпускали птичек с песней: «Синички-сестрички, тетерки-чечотки, краснозобые снегиришки, щеглята-молодцы, воры-воробьи! Вы по воле полетайте, вы на вольной поживите, к нам весну скорей ведите, за нас Божью Мать молите!».
В народном календаре праздник Благовещения соответствовал весеннему равноденствию и считался днем «отворения» земли и неба, когда природа окончательно пробуждается от зимнего сна. Само название праздника ассоциировалось с «благой вестью» о наступлении весны. Русские говорили: «На Благовещение весна зиму поборола», «Цыган на Благовещение шубу продает», «Покров не лето, Благовещение не зима», «На Благовещение щука хвостом лед расколотила» (сходит лед на реках) и т.п. Практически у всех славян верили, что в Благовещение из «растворенной» земли выходят на свет гады (змеи, ящерицы, лягушки) и выскакивают из подземных вертепов нечистые духи (лешие, водяные и др.); с этим же днем связывался прилет весенних птиц, а также пробуждение насекомых (мух, пчел) и медведя.
В Благовещение третий и последний раз «кликали весну», для чего девушки и ребятишки поднимались на возвышенные места (холмы, пригорки, крыши сараев и амбаров, поленницы и др.) и оттуда «гукали», зазывали: «Весна красная! Приди, Весна, с радостью, с великой милостью!», «Весна красна, на чем пришла, на чем приехала? На сошечке, на бороночке…» и т.д. К ритуалам «приглашения» весны относились и благовещенские костры – символ возрожденного солнца. Их разводили обычно в ночь накануне праздника, на возвышенных местах или у воды; говорили, что так «зиму палят» и «греют весну», а еще очищают себя от болезней, отгоняют ведьм и нечистую силу. Вокруг огня водили хороводы, пели песни, прыгали через пламя, а в некоторых местах еще и «пускали огонь по воде» - сооружали на старой бороне костер из разной ветоши (старой соломы, лаптей и пр.) и сплавляли его по реке.
Благовещение считалось днем полнейшего покоя, когда христиане должны лишь посещать церковь и предаваться «раздумьям о божественном», отвлекшись от хозяйственных проблем. Крестьяне верили, что в этот великий праздник любая работа может вызвать гнев Божий и навлечь на виновников всяческие беды: неурожай, засуху или частые грозы с молниями, болезни, постоянные неудачи, преждевременную смерть. Необходимые каждодневные занятия (приготовление пищи, кормление скота и пр.) дозволялись, но и их старались свести к минимуму. Во многих местах даже не топили в этот день печь (чтобы «не запечь землю»), а особенно строго соблюдали запрет на прядение, шитье и т.п. Женщины в Благовещение не расчесывали волос, чтобы куры летом не «расчесывали» грядки, а девушки не плели кос, чтобы летом не заплутать в лесу. По русской пословице, «на Благовещение девица косы не плетет и птюшечка гнезда не вьет»; кукушка, как уверяли крестьяне, не имеет своего гнезда потому, что когда-то завила его в Благовещение и ее настигла Божья кара. Считалось также, что у птицы, которая совьет гнездо в Благовещение, отнимутся крылья до следующего года, либо ее гнездо вскоре сожжет молния.
Очень строго соблюдался в Благовещение запрет на супружескую близость и вообще половую связь. Во многих местах верили, что дитя, зачатое в канун Благовещения, станет колдуном, а ребенок, родившийся в самый праздник, всю жизнь будет «непутевым», либо окажется с каким-либо телесным или душевным недостатком. Даже животных ожидала та же участь: телята, родившиеся в этот день, как считалось, «не живущи», а из яиц, снесенных в праздник, могут вылупиться нечистые духи (василиски, змеи и пр.).
Поскольку Благовещение считалось временем «пробуждения» земли, значительная часть обычаев, поверий и занятий этого дня была связана с плодородием и будущем урожаем. Беспокоить землю (пахать, копать и т.п.) до 25 марта и в самый праздник считалось в народе большим грехом и строго воспрещалось. На Благовещение же, по словам крестьян, «сам Господь благословляет землю и открывает ее на сеяние»; архангел Гавриил водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая Богородица пригоршнями разбрасывает из золотой кошницы жито, моля Господа о благословении будущего урожая. Потому у крестьян и принято было в Благовещение ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначенным для посева, и молиться перед ним: «Матерь Божия! Гавриил Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите: овсом да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!»
Благовещение. Мозаика храма Санта-Мария-Мадджоре. 1295 г.