Кино-2016: Скотный двор демократизируется
В прокате – «Зверополис», 55-й полнометражный мультфильм студии «Дисней», в котором антропоморфные млекопитающие разбираются со своими расовыми предрассудками.
Животный мир синхронно эволюционировал и достиг цивилизационного пика. В главном граде этой утопии – Зверополисе – все как у современных людей (кроме самих людей). Впрочем, проблемы сосуществования разношерстного зверья нам, сапиенсам, и не снились. Мы-то – один вид, а в Зверополисе их эвон сколько: каждой твари по тыще пар. И все чрезвычайно различаются по своим размерам и диетам.
Но политкорректность добралась и до них, мохнато-хвостатых. Теперь мир-дружба между волчонком и ягненком, слоном и моськой, козлом и тигром – не вопиющие исключения, а привычнейшая норма. Дошло до того, что в полицию наряду с когтистыми, зубатыми и рогатыми здоровяками приняли первого зайца. Более того – зайчиху, женственную крошку Джуди Хоппс, приехавшую в Зверополис из провинции Малые Норки.
Коллеги, понятно, поначалу проявляют по отношению к Джуди оголтелый «зайчизм», но ушастая дамочка вовремя находит себе в городе другана-лиса Ника Уайлда, не понаслышке знакомого с криминальным миром. Вскорости противоестественная парочка уже пытается распутать страшный заговор и вывести на чистую воду загадочного злодея. И очень во всем этом преуспевает – а как же иначе?
Газель и тигры как Шакира и негры
Студия Диснея стала стремительно деградировать примерно тогда же, когда в мире анимации зажглась звезда по имени Pixar, – в середине девяностых. Последним общепризнанным диснеевским шедевром был «Король Лев» (1994). Первым пиксаровским блокбастером – «История игрушек» (1995). Так с тех пор и повелось: «Дисней» низвергался в пучину мультяшного убожества – «Пиксар» неустанно устремлялся ввысь, доказывая, что в анимации нет предела совершенствованию.
В 2006-м старик Уолт наконец не выдержал и, пересилив в себе скрягу Скруджа МакДака, поглотил конкурирующую фирму. Ну да, пришлось раскошелиться на семь с половиной мильярдов, но зато все пиксаровские мульты, выпущенные в последние десять лет, – они одновременно еще и диснеевские. Если и не де-факто, то хоть де-юре.
Однако вне «Пиксара» «Дисней» по-прежнему снимает ерунду. «Зверополис» – неоспоримое тому свидетельство. Это третьеразрядное бадди-муви, клишированнейший полицейский боевичок, только участвуют в нем не живые актеришки, а компьютерные зверюшки. Весь смысл картины единственно к этой дубовой замене и сводится.
Если, конечно, не считать той христовой политграмоты, которую пытаются впаривать с экрана малолеткам умильные зверята. Их умильность традиционно для Диснея граничит с приторностью, но с этим все давно уже свыклись. А вот пропаганда поликорректности – это что-то новенькое, и такой Дисней нам уж точно не нужен.
Вот уж и «Крестного отца» пародируют в детском мультфильме. Доживем, наверное, и до того, что Дисней будет вставлять в свои опусы отсылки к творчеству Тарантино
Детей, как всегда, не спросили, но и им столь дешевое морализирование едва ли придется по нутру. Не держите детей за идиотов, господа мультипликаторы, – безвкусицу, сюсюканье, ханжество и халтуру они идентифицируют на раз: отвечаю. Сам был ребенком и уже тогда все понимал про вашего брата.
Что касается хваленой звериной урбанизации, показанной в этом фильме, то и тут нет решительно ничего новаторского. Господи, да такой же Зверополис был в каждой серии нашего «Ну, погоди!». Впрочем, это напрасный комплимент диснеевцам: если б они и впрямь вдохновлялись сериалом Котеночкина, их картина получилась бы в разы занимательнее.
Единственные на весь фильм герои с человеческим, так сказать, лицом – это романтическая парочка лиса и зайчихи
На самом деле из каждого кадра «Зверополиса», невзирая на всю его слащавость, так и торчат рога да копыта оруэлловского «Скотного двора» – одной из самых неприятных сатир в истории литературы. Не только потому неприятной, что то была злая пародия на СССР, но и потому, что очеловеченный скот – это куда ужаснее, нежели человек, опустившийся до уровня животного. Последнее привычно, тогда как первое – прерогатива хоррора. Так что от «Зверополиса» ко всему прочему еще и веет почти таким же мутным холодком, как от каких-нибудь «Кроликов» Дэвида Линча.
«Зверополис» (Zootopia) (6+). Режиссеры: Байрон Говард, Рич Мур. США, 2016