Кино-2016: Похитители тел и дети-убийцы
В прокате – «5-я волна», фантастически-мелодраматический боевичок для маленьких девочек и наиболее томных пацанчиков.
Прилетели пришельцы и постановили поработить землян. В смысле – в некоторые из земных тел вторгнуться, а остальные попросту уничтожить. Для этого у вредных инопланетяшек припасено целых пять штук волн, которые они последовательно и обрушивают на разнесчастное человечество. Первая волна отключила электричество – и сразу наступил каменный век, к коему испорченные цивилизацией сапиенсы ничуть не приспособлены. Худо. Вторая волна наслала на нас землетрясение и цунами. Ай-ай-ай. Третья запустила в атмосферу вирус инфлюэнцы. Совсем нехорошо.
Четвертая волна: половина оставшихся в живых людишек заселяется пришельцами и начинает отстреливать другую половину по лесам и долам. Именно на этом этапе девочка Кэсси (Хлоя Грейс Морец) оказывается одна в страшном лесу. По счастью, ей повстречался именно такой инопланетянин в человечьем обличии (Алекс Роу), который насмерть в эту самую телочку втюрился. И нипочем ее теперича в обиду не даст.
А вот за друзей и одноклассников Кэсси все еще страшновато. Не забудем, что вот-вот грядет пятая волна… Что ж, может, хоть она смоет решительно всех юных персонажей антинаучно-фантастического этого фильма. Верить в сие хочется с первых же его сцен. Хоть никакой надежды на такой исход, понятно, нетути.
Пришельцы нашкодили, а расхлебывать, как всегда, детишкам
«5-я волна» есть вариация довольно убогой «Гостьи» – фильма трехлетней давности, провалившегося по всем фронтам. С чего бы голливудцам второй раз наступать на аналогичные грабли? А кризис жанра же. Все подростковые бестселлеры уже экранизированы – ну, с некоторыми не вышло, «Гостья» в их числе. Книжонка же «5-я волна» хоть отчасти и списана с этого самого сайфая Стефани Майер, зато ее автор, для разнообразия, мужик. В кои-то, блин, веки. Эпигона кличут Риком Янси – и, кстати, ему уже далеко за полтинник.
Отчего, спросите, зрелый писатель не посовестился вдохновляться творчеством младшей коллеги, да еще и женщины? Во-первых, Америка – первая в мире страна победившего феминизма; во-вторых, цеховая субординация там не по возрасту, а по успеху. Майер продается лучше Янси – вот последний и побежал по ее горячим следам, как Есенин за комсомолом. А ежели киноверсия «5-й волны» преуспеет больше фильма «Гостья», то Янси уж и вовсе никто не станет тыкать в нос майерским бестселлером. Успех – мерило всех американских вещей, а успех в Голливуде – мерило того мерила.
Гадские взрослые только и знают, что облапошивать несовершеннолетних простофиль
Разумеется, не обошелся Янси (и его экранизаторы) и без других влияний схожего толка. Иными словами, создатели, алчно похрюкивая, вволю порылись в куче молодежного антиутопического хлама, снятого за последнюю пятилетку. Из «Голодных игр» они слямзили суровых вооруженных отроков, вечно кого-то преследующих в лесных локациях. Из «Дивергента» – мешкотную протагонистку, которая одна может разобраться со взрослой тетей-стервой (последнюю там играла сама Кейт Уинслет, здесь – всего лишь Мария Белло). Из «Бегущего в лабиринте» – греющую тинейджерское сознание идею о том, что в случае глобального катаклизма продолжение человеческого рода скорее всего будет зависеть от стайки случайно оставшихся в живых недорослей.
Но лейтмотив «Волны» все-таки заимствован из «Гостьи»: ничем не примечательная школьница с первого взгляда и до гробовой доски покоряет импозантного посланца загадочных миров. «Инопланетный гость летит издалека», как пел «Мумий Тролль». Певун Лагутенко тоже завсегда знал, какими именно образами подкупать восьмиклассниц.
Убивашка – уже не няшка: из подающей надежды отроковицы она превратилась в отвратительную актрисульку
Досадно лишь, что бывшая очаровашка Хлоя Грейс Морец уже не такова. Та Хлоя – субтильная, умильная, стебовая – видимо, осталась, в прошлом: комиксовой бой-девочкой Убивашкой в «Пипце», вампиркой во «Впусти меня», оборотнем в «Мрачных тенях». Нынче Морец толстая, насупленная и в дурацких фильмах играет. Вот так и заканчивается счастливое детство.
«5-я волна» (The 5th Wave) (16+). Режиссер: Джей Блейксон. США, 2016