Кино-2016: Повесть о настоящем сверхчеловеке
В прокате – «Выживший», натуралистический вестерн с Леонардо Ди Каприо во образе самого экстремального экстремала XIX века.
В 1820-х обильный отряд трапперов продирается сквозь североамериканские дебри, едва ли не ежедневно отбиваясь от кровожадных индейцев. Бледнолицые стремительно идут на убыль, а тут еще оказался изувечен их проводник Хью Гласс (Леонардо Ди Каприо). Этому довелось пострадать не от рук, стрел или томагавков аборигенов, а от когтей и зубов разъяренной медведицы. Товарищи Хью печально склоняются над ним и приходят к выводу, что страшнее гризли зверя нет. Мол, в сравнении с косолапым даже краснокожие – милейшие ребята.
Хью, однако, зачем-то цепляется за жизнь. «Ну не добивать же нам его, – хмыкает командир отряда. – Он нам столько раз жизнь спасал». В итоге с Глассом остаются три добровольца, обещавшие пробыть со следопытом до его последнего часа. Но одному из них, а именно Джону Фицджеральду (Том Харди), стало невмоготу дожидаться кончины товарища – и он решил ускорить этот процесс. Тут-то Гласс и очнулся, срочно постановив самому себе: цель номер один – выжить любой ценой. Ну а цель номер два – это, естественно, отомстить душегубу Фицджеральду, который, не сумев убить самого Гласса, со злости расправился с его сыном.
В «Выжившем» самый минимум разговоров, что очень правильно
Не секрет, что в кино существуют заведомо цепляющие, фактически беспроигрышные темы. Такова и тема выживания одиночки в экстремальных обстоятельствах. Снять на этой почве скверный фильм – это надо очень постараться. А уж когда за подобное берутся сплошь бравые ребята (как в данном случае), впору возликовать и бежать за билетами. Можно сунуться и в торренты, но, поверьте, не в данном случае. «Выживший» достоин того, чтоб увидеть его именно на большущем экране.
Тем более что как раз в прошлом году с «выживательными» фильмами отчего-то было не очень. После дрянного «Несломленного», таксебешной «Дикой», провального «Эвереста» и унылого «В сердце моря» «Выживший» – воплощенная программа-максимум экстремального кино. Прямо-таки «все то, что вы хотели знать о Диком Западе, но боялись о таком и помыслить». Даже недурственный «Марсианин» старины Ридли Скотта слегка посрамлен обозреваемой лентой. Что нам «Марсианин» – это дело будущего. А «Выживший» – всамделишное прошлое. Хью Гласс ведь – реальный маунтинмен 200-летней давности.
Картина полностью снята при естественном освещении. Правильно и это
Если уж проводить какие-либо параллели с Ридли Скоттом, то здесь более уместен будет незабвенный «Гладиатор». В 2000-м тот пеплум во славу Расселла Кроу был ровно тем же, чем сегодня обречен стать «Выживший» с бывшим душкой Ди Каприо. Ультрамаскулинной историей, к которой невозможно остаться равнодушным и от которой еще спустя многие годы будут шарахаться изнеженные барышни. Ах, Лео, как ты мог, нет, не таким ты нам снился, сколь скверный пассаж… Что да, то да: подобная роль – непоправимый удар по женским грезам. Не джентльмен вы, Ди Каприо, так и знайте.
Леонардо Ди Каприо как Робинзон Крузо Дикого Запада
Даже краткий пересказ того, через что проходит в этом фильме всепланетный любимец, впечатляет не по-детски. Пресловутый гризли наседает на Леонардо уже на 25-й минуте – и провозится с ним примерно столько же, сколько насильник Моники Беллуччи в «Необратимости». Сцена действительно вызывает ассоциации с межвидовым изнасилованием – и непонятно, случайно это сделано или нарочно.
Дальше будет не слаще. Ди Каприо придется жрать землю и сырое мясо, падать с горы и с дерева, получать бессчетное число пулевых и ножевых, выпотрашивать дохлую лошадь, дабы заночевать в ее утробе, etc. «Повесть о настоящем человеке» на американский лад? Ну да, с поправкой на вящий натурализм, как сегодня любят.
Нелишне припомнить и любимый рассказ В. И. Ленина «Любовь к жизни» за авторством американского же писателя Лондона. Чем-то неуловимо похожий на Ильича Леонардо наверняка тоже зачитывался этой вещью в процессе подготовки к съемкам.
«Выживший» (The Revenant) (18+). Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту. США, 2015