Киноархив-1960: Маленький мальчик и большой Бондарчук
55 лет назад вышел в свет незабвенный «Сережа», важнейший советский фильм о детстве. Дебютная работа великого Георгия Данелии впервые вывела на киноэкраны жизнеутверждающее творчество писательницы Веры Пановой, а актеры-супруги Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева сыграли экранных супругов столь точно и эпично, что современным бондарчукам остается сегодня лишь локти кусать.
Как и миллионы послевоенных советских детей, пятилетний Сережа (Боря Бархатов) рос без отца. Мама (Ирина Скобцева) у него имелась, но уж больно строга была, а зачастую и равнодушна к чаду. Все неожиданно изменилось, когда у мамы наладилась личная жизнь. Поначалу Сережа отнесся весьма настороженно к своему новому отчиму Коростелеву (Сергей Бондарчук), но вскоре понял: в исключительных случаях и отчим может быть таким, что уже никакого отца не надо.
До того, как обзавестись сыном Федей, Сергей Федорович вдоволь натренировался на своем экранном пасынке
Один из лучших режиссеров на свете, Георгий Данелия первым же своим фильмом уверенно шагнул в ряд мощнейших советских кинохудожников – и уже не покидал этот ряд до самой перестройки. Снятый Георгием в тридцатилетнем возрасте на пару с его старшим товарищем Игорем Таланкиным, «Сережа» был и остается едва ли не самым зрелым в истории произведением о мире шестилетнего мальчика. А все оттого, что Данелия с Таланкиным подошли к своему герою с тех же позиций, что и бондарчуковский Коростелев, с ходу разглядевший в пасынке не просто карапуза, но зарождающуюся личность.
Впрочем, во многом этот блистательный подход уже содержался в одноименной исходной повести – кажется, лучшем сочинении замечательной советской писательницы Веры Пановой, продолжательницы классических традиций Толстого и одновременно наставницы новатора Довлатова. До этой картины популярную Панову отчего-то не адаптировали для экрана – именно Данелия дал зеленый свет таким будущим экранизациям ее повестей, как «Евдокия», «Рабочий поселок» и «На всю оставшуюся жизнь».
Автору Вере Пановой больше всего понравилась в фильме актерская работа Ирины Скобцевой
Сегодня картина «Сережа» выглядит так, будто ее сняли на едином дыхании, – это ведь вообще один из самых легких и жизнерадостных советских фильмов, не имеющих прямого отношения к жанру кинокомедии. Меж тем создавалась лента куда как непросто. Дебютантов Данелию и Таланкина никто не воспринимал всерьез, и кинематографическое начальство заранее решило считать будущую картину посредственной: мол, проба пера, да еще и с пустяковой проблематикой. В довершение всего молодым режиссерам навязали на главную роль народного артиста Сергея Бондарчука, об участии которого им и подумать было страшно.
Во-первых, Бондарчук к тому времени уже сам был состоявшимся режиссером (за его плечами возвышалась шедевральная «Судьба человека»), а значит, мог вмешаться – и действительно вмешался – в постановочный процесс. Во-вторых, властный Сергей Федорович первым делом заявил, что главную женскую роль будет исполнять его преподобная супруга Ирина Скобцева.
Данелия с Таланкиным поначалу пришли в ужас – совсем недавно отгремел кинофильм «Отелло» с Бондарчуком и Скобцевой, и вот теперь ревнивый мавр со своей Дездемоной должны украсить собой лирическую советскую киноповесть. Однако талантливый супружеский дуэт целиком совладал и с современным бытовым повествованием. Впрочем, главной звездой фильма был и остается изумительный шестилеток Боря Бархатов, чья жизнеподобная игра по сей день не оставляет равнодушным ни одного зрителя.
«Мы едем в Холмогоры! Какое счастье!» – звучит в знаменитом оптимистичном финале фильма. Это и впрямь было оно – элементарное человеческое счастье. Именно то, которое тогда так просто, на сегодняшний взгляд, получалось транслировать с киноэкранов.
«Сережа». Режиссеры: Георгий Данелия, Игорь Таланкин. СССР, 1960