Кино-2015: Страшные последствия случайного секса
В прокате – молодежный фильм ужасов «Оно», призывающий воздерживаться от неразборчивых половых связей.
Однажды юная Джей (Майка Монро) переспала с малознакомым парнем, а тот в благодарность усыпил ее хлороформом, завез в какой-то зловещий амбар, привязал к стулу и… заикающимся от ужаса голосом сказал: «Извини-прости, но я передал тебе половым путем страшный дар. Теперь ты начнешь повсюду видеть Оно, которое будет пытаться тебя убить. Но не отчаивайся: переспи с кем-нибудь еще, и тогда Оно от тебя отстанет, а перекинется как раз на того, кого ты осчастливишь».
Потом подлый любовник, конечно, развязал Джей, чтобы Оно действительно ее не поглотило. Но парень сделал это не из каких-то там гуманных побуждений, а лишь оттого, что, ликвидировав очередную свою жертву, непостижимое Оно возвращается к предыдущему «зараженному». Однако Джей вместо того, чтоб поступить так, как советует всезнающий носитель мистической инфекции, в тот же день сознается во всем своим друзьям. И те ей, ни секунды не сомневаясь, верят, хотя сами никакого Оно не видят, в то время как Джей поминутно вскрикивает и куда-то убегает. А один паренек даже выражает желание помочь подруге в ее беде: дескать, ради твоей безопасности согласен и на секс…
Джей видит медленных, но опасных мертвецов. Обычно их называют «зомби», но здесь почему-то кличут жутким местоимением «Оно»
Как видите, сюжет этого фильма вполне идиотский и мало чем отличающийся от того, чем которую уж пятилетку кряду потчуют неразборчивый молодняк ушлые ужастикмейкеры. Однако в «Оно», как это ни странно, главенствует далеко не сюжет. Фильм берет другим – атмосферой, операторской работой, музыкальным сопровождением… Короче, в картине наличествуют все атрибуты артхауса. И соседство этих атрибутов с типичными чертами дурного подросткового хоррора превращает «Оно» как минимум в оригинальное произведение. Достойное или скверное – уже другой вопрос, но самобытности у него не отнять. Иные полагают, что в наш век и этого достаточно для восторгов и оваций. Но ваш обозреватель с восторгами все-таки повременил бы.
Потому что классный артхаус с тупым клишированным сюжетом – это невозможный оксиморон. Ибо если в хорошем (подчеркиваю) фильме есть тупость и заштампованность, то такой фильм должен, просто обязан быть откровенно пародийным. Иначе никак. Иначе он уже не хороший, а, наоборот, нехороший.
Одно из достоинств, в которых картине нельзя отказать, состоит в том, что актриса Майка Монро знатно изображает разные стадии ужаса
Ты пестуешь собственный сладостный стиль, молодой амбициозный художник? Прекрасно, но тогда выжигай из своих творений всякую обывательщину, любое идиотство, всю пошлость и даже робкие ростки пошловатости. Ибо хоть ты тресни, а на тернистом пути «своеобычного сочинителя» невозможно избежать правила «стильному опусу – стильный сюжет». В противном случае о стиле вообще не приходится говорить. Конечно, не возбраняется еще полное или частичное отсутствие сюжета, но в такой ситуации возрастает риск вляпаться в ту же пошлость, нередко расцветающую как раз на зыбкой почве ложной многозначительности.
Примерно в таком положении и оказался молодой многообещающий постановщик Дэвид Роберт Митчелл. В его второй работе намешано много всего, включая ряд неброских достоинств и набор вопиющих недостатков. Чего точно нет в данном «Оно», так это пародийных приемов, сознательного юмора (не говоря уже о его более тонких оттенках – иронии, сарказме, издевке). Положим, этих приемов не было и в прошлогоднем сайфай-артхаусном шедевре «Побудь в моей шкуре» – фильме, который почти наверняка стоит рассматривать в качестве основного источника влияния на создателей «Оно».
Не так классен секс, как его малюют
Но авторы «Шкуры» как раз таки виртуозно обошли все те грабли, на которые мистер Митчелл не преминул наступить. Подлинного первооткрывателя из него не вышло: львиная доля того, что парень тут наснимал, многажды использовалась в молодежных страшилках, начиная с хрестоматийнейшего «Кошмара на улице Вязов» и заканчивая прошлогодней финтифлюшкой «Джезабель». Так что за выборочные виньетки Митчеллу – пять, но по предмету в целом – пока что неуд.
«Оно» (It Follows) (18+). Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл. США, 2014