Кино-2015: Дуэль под солнцем
В прокате – «Игра на выживание», триллер о противостоянии в пустыне двух охотников, главным из которых является уже 70-летний, но все еще могутный Майкл Киркович Дуглас.
В юго-западную штатовскую глубинку приезжает на внедорожном мерсе пожилой житель мегаполиса и желчный миллионер мистер Мэдек (Майкл Дуглас). Интересуют его отнюдь не местные люди, а наоборот – туземные звери из окрестной пустыни Мохаве. Мэдек – заядлый охотник, и нынче он страсть как хочет подстрелить бережно охраняемого законом толсторога (здоровенный американский баран). Привыкший считать, что для толстосумов закон не писан, Мэдек за большие деньги нанимает опытного молодого проводника Бена (Джереми Ирвин) и призывает того закрыть глаза на отсутствие у себя охотничьей лицензии. Бен соблазняется златом и послушно захлопывает на это очи.
Но когда Мэдек вместо вожделенного барана случайно застреливает некого старикашку, Бен приходит в резонный ужас и рвется сообщить обо всем властям. Миллионера приводит в бешенство эта внезапная законопослушность юноши, посему Мэдек решает расправиться и с ним, своим гидом. Для таковой расправы у Мэдека есть все, что нужно, – оружие, снаряжение, тачка, еда и вода. У Бена же имеются только молодость и минимальная смекалка. Битва старого и малого обещает быть неравной, нечестной, неистовой и очень кровавой.
Как писал Хармс, «На охоту поехало шесть человек, а вернулось-то только четыре»
После ряда фильмов о странствиях по пустынной местности (с намерениями выжить в таковой или попросту прогуляться с ветерком) на экранах воцаряется лента, микширующая элементы туристской монодрамы и жесткого криминального триллера. Так что, несмотря на свое внешнее сходство с фильмами типа «127 часов» или «Дикой», «Игра на выживание» все-таки принципиально отличается от них. Во-первых, это уже не моно-, а бидрама (только не подумайте дурного!). Во-вторых, основа сюжета – противостояние героев друг другу, а не природной стихии (хотя солнце и тут палит нещадно, а ковш воды ценится больше, чем шапка золота). В-третьих… Впрочем, довольно и первых двух пунктов – они фундаментальны.
В старых недобрых американских мультфильмах тоже любили швыряться динамитом
Каких только прогрессивных ассоциаций ни вызывает «Игра» у зрителя, что называется, с бэкграундом! Прежде всего припоминается классический голливудский вестерн «Дуэль под солнцем», в котором альфа-самец Грегори Пек и сексапильная индейская стерва мучительно долго убивали друг друга в Скалистых горах. Трудно не вспомнить также убойный дуэт Хитрого койота и Дорожного бегуна из мультсериала «Луни Тюнз» (пускай даже в «Игре на выживание» юмор отсутствует как класс).
Наконец, матерый Майкл Дуглас терроризирует своего нехаризматичного подопечного ровно так же, как это проделывал в отношении Клинта Иствуда Илай Уоллак в «Хорошем, плохом, злом». Впрочем, уоллаковский злыдень был даже милосерднее. Он, скажем, сбивал с Иствуда шляпу, но не покушался на его рубашку. Дуглас же, нацелив ружьишко, заставляет негодного юнца раздеться до штанов, а потом полфильма выжидает, когда же тот сжарится заживо на адском солнцепеке.
Но парнишка оказывается не промах – прячется в пещерах, выискивает какую-то лужицу, мастерит рогатку. Словом, для каждого из персонажей находится дело на полтора часа фильмовой продолжительности. Один «выживает», другой его «умертвляет», до последнего надеясь, что это умерщвление произойдет как бы само собой.
Дуглас все еще играет героев, которые кого угодно в дугу согнут
И нисколько б не уступал этот фильм австралийскому «Роверу» или французской «Теории заговора» по части брутального напряжения в обстановке песка и пекла, кабы только не пара портящих его моментов. Портящих, к сожалению, непоправимо. Во-первых, персонаж Ирвина перманентно действует здравомыслящему зрителю на нервы своей непоследовательностью (что только усугубляют неважные актерские данные вьюноши). А во-вторых, фильм венчает воистину идиотская предтитровая сцена, подходящая предшествующему повествованию как корове седло.
«Игра на выживание» (Beyond the Reach) (18+). Режиссер: Жан-Батист Леонетти. США, 2014