Кино-2015: Отец-молодец спасает сына-детину
В прокате – «Ночной беглец», новый боевик с Лиамом Нисоном, которому весьма подошло бы название «Заложник-1».
«Ночной беглец» (Run All Night) (18+). Режиссер: Жауме Коллет-Серра. США, 2015.
Экс-киллер Джимми Конлон (Лиам Нисон) всю жизнь пропахал на нью-йоркский филиал ирландской мафии и погубил столько народа, что его поимка стала смыслом жизни для честного детектива Хардинга (Винсент Д’Онофрио). Правда нынче Конлон спился и опустился, еженощно страдая от «мальчиков кровавых в глазах» – его жертвы дружным строем являются ему во сне и потихоньку сводят с ума.
Ясно, что из этого кризиса Конлона смогут вызволить лишь какие-то экстремальные, чрезвычайные обстоятельства. Так оно и происходит: стоило киллеру узнать, что его взрослому сыну угрожает смерть от бандитской пули – и Конлон тотчас мобилизовал все свои внутренние силы, мысленно воскресил былые навыки и отправился выручать дитятю. На отца и сына открыл сезон охоты не кто иной, как мощный мафиозо Магуайр (Эд Харрис) – бывший лучший друг Конлона-старшего. Так что грядущее противостояние обещает быть не просто смертельно опасным, но еще и несносно сентиментальным.
Я тебя породил – я тебе жизнь и сохраню
Не такую уж новую киноманскую хохму про артиста Джейсона Стэтема (от которого, дабы сэкономить на гонораре, вот уже десять лет скрывают, что он снимается в разных фильмах) сегодня с таким же успехом можно рассказывать про Лиама Нисона. Его фильмография отчетливо делится на две части, причем это деление легко произвести на основании одних лишь заголовков, которые красноречиво говорят сами за себя. В течение долгого времени Нисон снимался в лентах с названиями вроде «Мужья и жены», «Сила веры», «Свет во тьме», «Список Шиндлера» и «Отверженные». Если же взглянуть на список последних работ Лиама, то там обнаружится буквально следующее: «Заложница» (1, 2, 3), «Битва титанов» (плюс сиквел «Гнев титанов»), «Команда-А», «Три дня на побег» и даже «Морской бой». Контраст поистине небывалый!
Винсент Д’Онофрио изобразил классического положительного, но сугубо второстепенного копа, который всегда поспевает лишь к шапочному разбору
Эксплуатируют дедушку Нисона в качестве героя боевиков прежде всего две персоны – общеизвестный Люк Бессон и мало еще кому знакомый Жауме Коллет-Серра. «Ночной беглец» – третья постановка этого уроженца солнечной Испании с суперзвездным выходцем из пасмурной Ирландии. Первым их совместным проектом был неплохой «Неизвестный» (2011), триллер а-ля Роберт Ладлэм. Вторым стал прошлогодний «Воздушный маршал» – клаустрофобический детективчик в духе Агаты Кристи.
Новейший «Ночной беглец» – это уже типичное подражание прославившей «боевого Нисона» трилогии «Заложница». То есть никакого литературного аналога в данном случае не подберешь. А постановщики, которые подражают даже не режиссерским, а всего лишь продюсерским проектам вышеуказанного Бессона, находятся, понятное дело, на самом дне современного эпигонства. Или, политкорректно говоря, поп-культурного постмодернизма.
Определению «эпигонство» впору уже придумывать какой-нибудь синоним типа «несносное нисонство»
Обидно в этой привычной уже ситуации лишь за Лиама Нисона, который из боевикового героя очень быстро превращается в какого-то опереточного экшен-персонажа, петрушкой скачущего из одной уныло унифицированной стрелялки в другую. То Лиам три раза кряду спасал туповатую дочку, вечно похищаемую какими-то упырями. Теперь вот Нисон вслед за Киану Ривзом доказывает, что киллеры бывшими не бывают. Однако до сюжетно схожего «Джона Уика» «Ночному беглецу» куда как далеко.
Впрочем, «Беглец», конечно, лучше последней «Заложницы». Если кто-то из не самых притязательных зрителей посчитает такую характеристику комплиментом, то картина Коллет-Серры, должно быть, его не разочарует. Но те, кто имел удовольствие просмотреть прошлогоднюю «Прогулку среди могил» (едва ли не лучшее выступление Нисона в «напряженном» жанре), вероятно, сочтут «Ночного беглеца» очередным экшен-выкидышем. И их трудно будет упрекнуть за такую оценку.