Кино-2015: Уокер и Дизель форсируют пустыню
В прокате – «Форсаж-7», последний фильм с участием погибшего Пола Уокера, но еще явно не заключительный во всем цикле.
«Форсаж-7» (Furious 7) (16+). Режиссер: Джеймс Ван. США, 2015.
В прошлой серии «форсистые» герои во главе с оголтелым автофанатом Брайаном О’Коннером (Пол Уокер), несколько заторможенным гонщиком Домиником Торетто (Вин Дизель) и гигантским фэбээровцем Люком Хоббсом (Дуэйн Джонсон) пленили и покалечили военного психа по фамилии Шоу.
А теперь не менее психованный и не менее подкованный братец (Джейсон Стэтем) мистера Шоу открывает сезон охоты на команду «быстрых и яростных». Прознав об этом, на бедолаг выходит некий сверхсекретный суперагент (Курт Расселл) и предлагает скооперироваться для поимки злодея. Команда соглашается и в полном составе вылетает в Азербайджан, а оттуда в ОАЭ. Арабская пустыня встала на пути неугомонных стритрейсеров!
Теперь форсистым гонщикам протежирует сам Курт Расселл
За последние 15 лет франшиза «Форсаж» успела изрядно утомить всех, кто считает, что наличие в кадре дорогих машин и красивых девушек еще не делает из клипа фильм, даже если такой клип идет два часа. Ни для кого не секрет, что сей сериал с самого начала походил именно что на бесконечный рекламный ролик тачек, телок и понтов. Сюда изначально требовались не столько актеры, сколько позеры, которые умеют красиво и круто обернуться в камеру, застыть в кадре или запрыгнуть в авто.
В итоге «Форсаж» по сей день пробуждает в мыслящем зрителе примерно столько же отвращения, сколько и восхищения. Восхищение вызывает мастерство по части показа машин, наличествующее даже в тех сценах, в которых камера «форсажного» оператора всего лишь заезжает в гараж, где эти самые тачки неподвижно стоят. Что уж говорить о головокружительных дорожных сценах! Но всякий восторг моментально сменяется брезгливой неприязнью, как только внимание режиссера и оператора переходит от патетического поклонения тачкам к пафосным позам и вымученным репликам тех, кто этими тачками управляет.
Лишь позапрошлогодний «Форсаж-6» отчасти сумел преодолеть этот досадный момент, ибо там появился юмор, несколько нивелировавший фальшивую неестественность, присущую предыдущим сериям. Однако из седьмой части остроумие, к сожалению, практически улетучилось. И авторов даже можно понять: какое уж тут веселье, если в разгар съемок (пусть и вне их) разбился в автоаварии 40-летний Пол Уокер. Так что взамен шуток в «Форсаж-7» впрыснули массу сантиментов, против чего и возражать не приходится.
Пол Уокер столько раз избегал смертельной опасности на экране, что его реальная гибель выглядит особенно злой насмешкой судьбы
Впрочем, Пола Уокера, при всем уважении, всегда заслонял своим могучим торсом Вин Дизель – и это заметно даже здесь, в серии подчеркнуто почтительной именно к Брайану О’Коннеру. Но ничего, кроме досады, не вызывает вытеснение на сюжетную периферию самого Дуэйна «Скалы» Джонсона, служащего едва ли не главным украшением цикла, начиная с пятой серии. В «Форсаже-7» Скала фактически присутствует лишь в самом начале и самом конце. Возможно, это тоже связано с откатом от юмора в сторону пущей серьезности. Ведь в прошлый раз именно Джонсон хохмил больше всех, выгодно контрастируя с вечно постным Дизелем. Ну вот и досмеялся Дуэйн – оттерли шутника куда-то к задникам. И даже на вполне законном основании – серия как-никак траурная.
Кто там едет дружно в ряд? Сверхсекретный наш отряд!
Но хоть экшен-то, спросите, в фильме остался? О да, с этим полный порядок. Причем свирепая монументальность боевых сцен по-прежнему соперничает с их избыточной фантастичностью. Здесь десантируются из самолета, не покидая тачек, перелетают на этих же тачках из небоскреба в небоскреб (дело происходит ближе к пентхаусам!) и мучительно долго балансируют в автобусе, повисшем над пропастью. И все это столь же невероятно круто, сколь и невыносимо бессмысленно. Тоже своего рода изнурительное балансирование.