Кино-2015: Федька-невидимка
В прокате – отечественная комедия «Призрак» о том, как Ф. С. Бондарчук вообразил себя Патриком Суэйзи из мелодрамы с аналогичным названием.
«Призрак» (6+). Режиссер: Александр Войтинский. Россия, 2015
Авиаконструктор Юрий Гордеев (Федор Бондарчук) – московский модник, бабник и выпивоха – однажды разбивается в автокатастрофе и становится призраком. После многочасового блуждания по улицам сквозь прохожих, он неожиданно натыкается на того, кто может его видеть, слышать и осязать. К сожалению, таковым уникумом оказывается лузер-семиклассник Ваня Кузнецов. Но Гордеев все равно намеревается заставить школьника исполнить свою последнюю волю – угнать собственный самолет из ангара гадкого конкурента (Игорь Угольников). В награду за это призрак лысого плейбоя обязуется в течение недели сделать первейшую красавицу класса Ваниной девушкой.
Федор Бондарчук как лучшее на свете привидение без мотора
Перед сеансом «Призрака» идут трейлеры одних только русских фильмов – и это пугает, ибо все они производят заведомо отталкивающее впечатление. Набирающая обороты государственная поддержка отечественного кино отнюдь не делает это кино конкурентоспособным. Тем не менее на данный момент наблюдается постепенное вытеснение российским киношлаком всяческой голливудщины с наших больших экранов. Оно конечно, Голливуд сейчас тоже в творческом кризисе и все такое, но при этом любой постылый «Дивергент» или чужеродный «Снайпер» на десяток порядков выше кошмарных рашн-экшенов типа «Вычислителя» и «Батальона».
Призрак у Вани силен в математике, физике и искусстве обманывать маму
Вернемся, однако, к «Призраку». Надо сразу сказать, что на прискорбном фоне предваряющих показ трейлеров воспоследовавший «Призрак» выглядит даже и не таким уж ничтожным. Хотя и никак не похвальным произведением. «Призрак» суть рядовая калька с американских хитов 80-х–90-х. То есть именно с тех фильмов, которые в лучшие годы своей жизни потребляли артист Бондарчук, режиссер Войтинский, продюсер Сельянов… Их молодость пришлась на эпоху видео – что им, спрашивается, еще снимать, кроме старомодных проголливудских сказок?
Поэтому разрекламированный «Призрак» и оказался до боли предсказуемым гоголь-моголем из «Охотников за привидениями», «Битлджуса», «Призрака» с Суэйзи, а также чуть более поздних «Страшил» и «Шестого чувства». Даже в нынешнем чахлом Голливуде подобные коктейли все-таки выходят более освежающими: см., например, позапрошлогодний «Призрачный патруль». Да это и неудивительно: там рецепты подобного кино выверялись десятилетиями, а у нас лишь сравнительно недавно взялись за нишу сладкого семейного кино со спецэффектами и благоглупостями.
Таким вот оголтелым обезьянничаньем позавчерашнего Голливуда не первый год занимается режиссер Федор Бондарчук в своих военно-фантастических постановках. Однако как актер комедийного жанра этот же самый Федор вполне самобытен, забавен и, чего уж там, обаятелен. И картина «Призрак» хороша уже тем, что являет нам именно Федю-клоуна, а не Федю-постановщика-михалковской-закалки.
А сейчас Федя улетит. И, увы, не пообещает вернуться
Жаль только, что сам этот фильм далеко не дотягивает до прежних комедий с Бондарчуком – «8 ½ долларов», «Даун Хаус» и «2 дня». То был не подражательный, а как раз сугубо национальный продукт. Действие «Призрака» же могло бы происходить в любом уголке современного мира. Понятно, зачем такая универсальность Голливуду, но на что она сдалась русским кинематографистам? А ответ прост: эти наши киношники, как правило, совершенно бездумно переносят заморские каноны на российскую почву.
Так что даже не ждите от «Призрака» ничего сверх того, что уже было показано в каких-нибудь «Елках». Все те же натужные шутки, плаксивые сантименты, добренькие улыбки и непохабная пошлость. Плавали – знаем: такое уже давно неинтересно любому человеку, который пережил в своей жизни увлечение видеомагнитофоном. Впрочем, дети, кажется, довольны. Да и Бондарчук им нравится – лысый, как Уиллис, но помоложе и посмешнее. И уж в занудстве типа «Шестого чувства» Федя наш нипочем и никогда не снимется – это сто из ста.