Реанимация киножанра в Иркутске
У Николая Тарханова много регалий - режиссер, продюсер, член Союза фотохудожников России, член Союза фотографов Сибири, член правления иркутского фотографического общества, действительный член Национального географического общества. Однако в Иркутске он все больше известен как один из тех одержимых, которые пытаются реанимировать документальное кино. Сейчас он работает над фильмом об острове Ольхон. Снята вторая серия "Между небом и землей".
- Николай, почему такой выбор - остров Ольхон?
- Несколько лет назад, впервые приехав на остров, я открыл для себя, что там у людей жизнь совершенно другая. Хотя расстояние от областного центра по меркам Сибири пустяковое - 300 км. Для этих людей многих проблем, которые простому горожанину кажутся катастрофическими, например, отсутствие холодильника (как можно прожить без холодильника?!!), не существует - у них свет по часам дают. И при этом они не хотят покидать остров. Я загорелся идеей снять об этом острове фильм. И в 2003 году мне повезло. Идею профинансировало Госкино. Героем первой серии "Ольхон - остров контрастов" стал обычный рыбак, житель Ольхона. В этом году мы сняли вторую (всего их будет три) о директоре островного аэропорта. Аэропорт был закрыт одним из последних в области. А директор до сих пор живет там. Съемка третьей серии начнется в конце июля - начале августа 2004 года и к октябрю будет готова. Рабочее название "Поколение". Фильм расскажет о современной жизни одного из древних бурятских родов. Их культура интересна еще и потому, что мои корни каким-то образом связаны с бурятами и монголами.
Реальная история на пленке
- А почему именно документальное кино? Рекламные ролики куда прибыльнее и интереснее.
- Если судьба дала мне талант заниматься документальным кино, то нужно этим заниматься. В советское время у нас существовала шикарная кинохроника - кузница "киношных" кадров. Когда государственное обеспечение кинодокументалистики закончилось, индустрия документального кино почти "загнулась". Те, кто умел снимать, не умели искать деньги, а кто умел находить спонсоров, не интересовались документальным жанром. Я и мои коллеги умеем и то и другое, и главное, мы ХОТИМ этим заниматься. Мне это интересно. Документалистика - как река после сильного дождя, она может свернуть неизвестно куда.
- А в вашей практике документалистика сворачивала "не туда"?
- Конечно. В первой серии, когда мы в ноябре снимали рыбалку, попали в шторм. Кое-кто из ассистентов был зеленого цвета. Во второй серии я придумал такой режиссерский ход: начать и закончить фильм кадром, снятым как бы из иллюминатора взлетающего и садящегося на лед самолета. И вот я на своей машине "лечу" по льду, ассистент снимает, и мы не замечаем трещину, в которую влетаем буквально через секунду. Результат: два пробитых колеса и мысли о том, как мы будем выбираться с середины Малого моря.
- А что, по-вашему, может ожидать документальное кино в Иркутске вообще?
- На мой взгляд, сегодня в Иркутске документальное кино начинает возрождаться. Здесь все условия: благодатное место, огромное количество интересных тем; появляются молодые режиссеры, операторы, продюсеры, которым интересна эта сфера деятельности.
И главное: документалистика - это реальная история жизни человека, страны. История, которая всегда интересна и востребована.