Кино-2015: У морпехов нет огрехов
В прокате – военный боевик Клинта Иствуда «Снайпер» про то, как реальный техасский стрелок одним махом 250 иракцев убивахом.
«Снайпер» (American Sniper) (18+). Режиссер: Клинт Иствуд. США, 2014
В детстве техасец Крис Кайл (Брэдли Купер) получил надлежащее воспитание от своего брутального папаши, который попеременно орудовал то ремнем, то типично фермерской философией: дескать, не будь овцой, не будь волком, но будь овчаркой, сынок. А пока ты ею не станешь я, уж не обессудь, буду пороть тебя как сидорову козу.
В итоге Крис вырос таким смышленым, что едва ему стукнул тридцатник, как он тут же полюбил родину. И полюбил до того сильно, что немедля пошел и записался во флот, где его тотчас зачислили в сверхэлитное подразделение «морских котиков». Потом наступил 2001-й, а с ним и 11 сентября – худший день во всей Кайловой жизни. У Криса был тогда медовый месяц, но после терактов патриот, понятно, потерял всякий интерес к новообретенной супруге (Сиенна Миллер). Можно сказать, спешно выскочив из брачного ложа, Крис на всех парусах отправился в Ирак. Там обозленный «котик» перестрелял в качестве снайпера столько вражеского народу, что сослуживцы очень скоро дали ему уважительное прозвище Легенда.
Легенда еще не раз и не два наведывался в Ирак и неизменно оставлял там за собой гору трупов. А в перерывах между поездками успел завести детей и даже настрочить вполне кондовые мемуары морпеха. Старый кинематографический волк Клинт Иствуд пригляделся к книжице Кайла и приобрел права на экранизацию. Но даже он вряд ли заранее знал, что картина «Снайпер» заработает немыслимые для такого кино полмильярда долларов в мировом прокате.
Крис Кайл – это новоявленный Элвин Йорк, герой Первой мировой войны, о котором был снят легендарный голливудский фильм «Сержант Йорк»
Культовый ковбой из десятка великих вестернов и заслуженный режиссер тридцати трех средней руки фильмов, в 84 года Клинт Иствуд негаданно заработал самые большие деньги за всю карьеру. Кто бы мог подумать, что одним из наиболее кассовых фильмов 2014 года станет этот вот «Снайпер» – рядовая, традиционная, посконная, ничуть не новаторская и ничем не впечатляющая военная драма!
Все объясняется просто: «Снайпер» расколол все Штаты на два лагеря – ровно таким же образом у нас недавно вовсю гремел «Левиафан». Только в России большинство предпочитает по старинке полемизировать в духе «не смотрел, но осуждаю», а в США толпы реально повалили в кино, чтоб собственными глазами увидеть, чего там такого провокативного престарелый пес Иствуд наснимал.
Сиенна Миллер сыграла в «Снайпере» абсолютно такую же роль правильной американской жены, какую она уже исполнила в «Охотнике на лис»
И вся прелесть в том, что никакой провокацией там не пахнет. Тридцать четвертая личная постановка Клинта ничем не отличается от всех предыдущих. Всю жизнь Иствуд снимает одно и то же, будь то кино про войну, прерию, любовь или музыку. Везде действует простой, но волевой герой – воплощение маскулинности, справедливости, здравого смысла и типично американского гонора. При этом с иронией в режиссерских работах Клинта все очень худо: у своего первооткрывателя Серджо Леоне – кажется, лучшего итальянского режиссера за всю историю – Иствуд научился многому, но, увы, только не насмешливости.
«Снайпера» проще всего охарактеризовать термином «дуболомный» – кто «Урфина Джюса» читал, тот поймет. Потешаться над прямолинейностью и простодушием этого фильма не позволяет одно – его пресловутая «основа на реальных событиях». Да и не столько даже эта основа сама по себе, сколько нелепая смерть, неожиданно настигшая настоящего Криса Кайла в разгар съемок «Снайпера».
Посттравматический синдром – это не про Кайла, да и Иствуд за подобные неуютные темы никогда не берется
Ушедших слишком рано принято поэтизировать, если они хоть чем-то прославились за свою недолгую жизнь. Так уж устроены люди: трепет перед смертью наделяет величием мертвых, о которых, как известно, либо дифирамбы, либо уж молчок. И вопрос не в том, заслужил ли дифирамба Крис Кайл, а в том, насколько сухой его биография должна была оказаться, чтоб не стать такой резонансной. Ведь суше, чем Иствуд, в Голливуде и так не снимает почти никто.