Протоиерей Всеволод Чаплин поспорил с Достоевским
Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает неправильным отождествлять христианство с гуманизмом и пацифизмом. Об этом он написал в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?", опубликованной накануне на сайте "Интерфакс-Религия".
"Гуманность, человечность - это христианская ценность, тогда как гуманизм - это идеология, ставящая грешного человека в центр вселенной. Это предтеча религии антихриста. Не случайно западные воинствующие атеисты называют себя именно гуманистами", - пишет священник в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?", - говорится в публикации.
Комментируя опубликованную в "Независимой газете" статью главного научного сотрудника Института экономики РАН Александра Ципко, Чаплин отметил, что отношения Бога и человека "гораздо более таинственны и сложны, чем демократический процесс, а уж тем более чем штампы обезбоженного политкорректного "христианства-лайт", придуманные в шестидесятые и последующие годы приспособленцами - сначала у протестантов и католиков, а потом в среде православных богословов-эмигрантов, живших на Западе".
Автор указал на то, что и православные цари, князья, полководцы, причисленные к лику святых, применяли силу, "причем их действия были в наивысшем смысле оправданы именно тогда, когда они ратовали не только за Отечество, но и за правую веру, отстаивая свободу людей хранить ее и жить по ней, особенно перед лицом агрессивного навязывания иноверия или безбожия".
Священник также напомнил, что и в Ветхом, и в Новом Заветах есть примеры того, как Бог насылал бедствия и гибель на целые народы. По его словам, Господь поступал так "не ради отмщения, а ради того, чтобы сохранилась единственная истинная вера и люди не отпали от нее".
По мнению Всеволода Чаплина, для Бога приход к истине хотя бы части человечества "важнее, чем "слезинка ребенка", как бы ни нравилась кому-то эта красивая, но богословски сомнительная фраза Достоевского, и как бы ни хотелось кому-то считать, что земная жизнь - это главное".
"Для христианина она не имеет высшей ценности. Выше, важнее - настоящая жизнь, жизнь вечная, к которой Господь приводит людей и народы разными путями, в том числе через страдания - страдания реальные, никак не вяжущиеся с идеей обывательского душевного и телесного комфорта, обычно разрушающие этот комфорт, но принимаемые с благодарностью теми, кто, претерпев их, вошел в блаженное вечное царство", - написал Чаплин.