Кино-2015: Рисовать – не торговать
В прокате Иркутска и области – 17-й фильм Тима Бертона «Большие глаза», реальная история супругов-художников Кин, полвека назад наводнивших весь мир изображениями волооких несовершеннолеток.
«Большие глаза» (Big Eyes) (16+). Режиссер: Тим Бертон. США, 2014
В 1958-м робкая американка-блондинка Маргарет (Эми Адамс) чудовищным усилием воли заставляет себя уйти от пакостного мужа. Перспектив перед матерью-одиночкой (с собой она, естественно, прихватила обожаемую маленькую дочь) никаких, но она все-таки устраивается на какую-то работу, а все свободное время посвящает тому, что действительно любит, – занятиям живописью. При этом как художник Маргарет одержима только одной темой – маленькими детьми (преимущественно девочками) с непропорционально огромными глазами-блюдцами.
В среде своих товарищей по несчастью, торгующих картинками на улицах Сан-Франциско, Маргарет встречает импульсивного Уолтера Кина (Кристоф Вальц), вроде как специализирующегося на живописании парижских улочек. Вскоре они женятся, а Уолтер развивает кипучую деятельность, пытаясь задорого продать или свои полотна, или, на худой конец, женины. Успех неожиданно настигает именно работы Маргарет; оседлав эту волну, Уолтер ничтоже сумняшеся выдает себя за их автора, успокаивая разволновавшуюся супругу словами «так надо», «доверься мне» и «все будет хорошо». Хорошо будет, но не все, не сразу и ненадолго.
Знатный оператор Бруно Дельбоннель снял этот фильм в манере «Амели», то есть в максимально далекой от стиля прочих бертоновских работ
«Докатились! Бертон снимает историйку по мотивам реальных событий!» – загодя ворчали те невежи, которые полагали, что старина Тим всю жизнь ставил исключительно картины про мрачные тени, сонные лощины, демонов-парикмахеров и шоколадные фабрики. Тогда как едва ли не наиболее яркий пункт во всей бертоновской фильмографии – черно-белая лента 1994 года «Эд Вуд», правдивейшая история официально наихудшего кинорежиссера нашей эры.
Из заботливого супруга Уолтер Кин постепенно превращается в мужа-маньяка – более привычного для фильмов Бертона персонажа
С одной стороны, «Большие глаза» – это «Эд Вуд» наоборот. «Глаза» – фильм цветной, про женщину и достижение успеха (слабое подобие которого настигло Эда Вуда только после его смерти). С другой же стороны – общего у этих двух байопиков все-таки больше, чем различного. Лучшие годы и Эда, и Маргарет прошли в 50-х–60-х в богемной среде. Как фильмы Вуда, так и картины Кин сложно назвать искусством. Скорее все это следует окрестить китчем, к которому Бертон всегда был неравнодушен. Например, предыдущий фильм Тима «Мрачные тени» – это он самый и есть, смачный китч с безнадежно китчевым Джонни Деппом, эксплуатацией опостылевшей вампирской тематики и шуточками, которых и Эд Вуд, возможно, постеснялся бы.
А вот «Большие глаза» – они уже ближе к искусству. Здесь нет ни юморка в духе любителей попкорна, ни других популистских подмигиваний, ни Деппа, ни вообще какой-либо нечисти. Зато имеется внятно и честно рассказанная история, от которой невозможно оторваться и которая вдобавок разыграна артистами такого масштаба, на который Бертон доселе, кажется, и покушаться не осмеливался.
На Эми Адамс и ее игру всегда приятно смотреть, а уж в картинах маститых режиссеров – приятно втройне
Назвать Вальца и Адамс выдающимся дуэтом – это не сказать ничего. Перед нами попросту лучшая экранная пара за многие голливудские годы (растраченные впустую). Даже самим Кристофу и Эми прежде ни разу не доставались столь подходящие партнеры (по крайней мере противоположного пола). При этом у Вальца, кажется, более выигрышная роль: Уолтер Кин – не человек, а взрыв эмоций, да еще и амбивалентный настолько, насколько это вообще возможно. Маргарет же – всего лишь серая мышка, неустанно кропающая что-то в своем уголку. Однако Адамс каким-то чудом сумела выудить из своей героини бездну обаяния, человечности, женственности, а в конце концов еще и горстку мужества.
Что касается пресловутых «больших глаз», то фильм, как ни жаль, совсем не о них. Девочки с очами в пол-лица служат лишь фоном для захватывающей истории сложнейших отношений в семействе Кин. Будем, однако, надеяться, что тему киновских «больших глаз» Бертон еще раскроет. Например, в полнометражном мультфильме из жизни этих трогательных и, как сейчас бы сказали, «кавайных» созданий.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!